3.2. Функции и задачи перевоспитания.
Признавая тезис о социальной природе отрицательных явлений в духовном мире
человека, педагогика тем самым обращает главное внимание на изменение жизни
общества, на улучшение воспитания, на борьбу с отрицательными общественными
явлениями как важными компонентами перевоспитания.
Чем выше общество в своем развитии, тем качественнее оно решает задачи
воспитания и тем меньше остается возможностей для проявления и сохранения
отрицательного в духовном мире человека. Улучшение окружающей действительности
приводит к уничтожению отрицательных явлений, способствующих возникновению
нравственных пороков и недостатков. Социальное оздоровление – вот основа
перевоспитания личности.
Как было сказано, трудновоспитуемость в большинстве случаев не является
определяющим компонентом духовного лица, поскольку оно не отменяет общих
закономерностей формирования личности, возрастных и индивидуальных
особенностей.
Сущность перевоспитания неотъемлемая часть от общих закономерностей
воспитания. Каковы же они?
В поведении людей всегда сочетаются отношения к себе и другим, что находит
отражение в самой сущности нравственности. Деятельность человека – есть
воплощение единства отношения к миру и себе.
Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности:
оно призвано устранить трудности и препятствия на пути развития, как
коллектива, так и личности.
Его функции следующие:
а) интенсификация положительного развития сил и способностей
воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления
внутренних предпосылок трудновоспитуемости;
б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;
в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок,
допущенных в формировании личности;
г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в
себе и окружающей действительности.
В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека к
жизни в обществе. Чтобы подготовить человека к жизни, надо организовать
воспитание как преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в окружающем
мире и в себе самом.
Перевоспитание выполняет следующие задачи:
1. Использование социальных условий воспитательных возможностей нашего
общества для устранения и уничтожения влияния пережитков прошлого и других
нездоровых внешних воздействий, порождающих поддерживающих
трудновоспитуемость.
2. Лечебно-педагогическая работа по исправлению внутренних предпосылок
трудновоспитуемости. Под медико-педагогической коррекцией поведения трудных
детей понимаются медицинские, психологические и педагогические меры, которые
способствуют выявлению, предупреждению и преодолению психических искажений,
отклонений в поведении и деятельности трудновоспитуемых. При этом вся
лечебно-профилактическая работа должна быть направлена на обнаружение и
устранение пробелов и искажений в психическом развитии, которые способствуют
появлению трудновоспитуемости.
Поскольку перевоспитание – это проблема воспитания и лечения, следует так
организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она включала в себя
пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный медицинский контроль
за здоровьем.
3. Исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном воспитании. Эта
задача перевоспитания является трудоемкой и сложной.
4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. В первую
очередь следует ускорить умственное развитие трудного школьника,
сосредоточить внимание на его нравственных отклонениях.
Другое направление – установление наиболее разумного гигиенического режима в
школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается перегрузка
учебной деятельности.
Третье направление совместной работы – тщательное медицинское обследование
ребенка и его лечение.
Психологическая и практическая подготовка личности к самовоспитанию,
руководство этим процессом. С того момента, когда сформирована объективная
самооценка, перевоспитание должно включать в себя самоперевоспитание и
самосовершенствование личности. Данная задача требует активной позиции самого
подростка.
- Контрольные вопросы-ответы к экзамену
- Предпосылки возникновения социальной педагогики.
- Д. В. Альжев Социальная педагогика
- 1. История возникновения социальной педагогики
- 2. Этапы становления социальной педагогики
- 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
- 3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
- 4. Социальная педагогика и другие отрасли обществознания и человекознания.
- 54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
- 5. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
- 6. Процесс социализации и его механизмы.
- 7. Факторы и агенты социализации.
- 8. Человек как объект социализации.
- 9. Человек как субъект социализации.
- 10. Человек как жертва социализации.
- 11. Семья как микрофактор социализации.
- 32. Семейное воспитание
- 12. Соседство и его роль в социализации.
- 13. Микросоциум как микрофактор социализации.
- 14. Институты воспитания как микрофакторы социализации. Институты воспитания
- 15. Группа сверстников и ее роль в социализации.
- 16. Основные признаки субкультуры.
- 17. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.
- 18. Региональные особенности как фактор социализации.
- 22. Региональная политика в сфере воспитания
- 19. Условия социализации в сельских поселениях.
- 20. Особенности малого города как среды социализации.
- 21. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.
- 27. Влияние городского образа жизни на социализацию
- 22. Специфическое влияние поселка на социализацию его жителей.
- 23. Влияние смк на социализацию.
- 24. Страна как макрофактор социализации.
- 1. Макрофакторы
- 25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
- Влияние структуры общества на социализацию
- 26. Влияние социальной структуры общества на социализацию.
- 27. Менталитет этноса и его влияние на социализацию.
- 28. Государство как макрофактор социализации.
- 20. Государственная политика в сфере воспитания
- 29. Мегафакторы социализации. Мегафакторы социализации
- 30. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации (на макроуровне и мезоуровне).
- 31. Виктимогенность микрофакторов социализации. Отклонения социального поведения
- 32. Основные понятия теории социального воспитания (объект и субъект воспитания).
- Воспитание как управление
- 33. Основные составляющие методики социального воспитания.
- 34. Основные понятия теории социального воспитания (жизнедеятельность, взаимодействие). Жизнедеятельность воспитательной организации
- Процесс взаимодействия
- 35. Жизнедеятельность института воспитания взрослых.
- Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
- 36. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.
- Глава 3. Перевоспитание личности.
- 3.1. Сущность перевоспитания.
- 3.2. Функции и задачи перевоспитания.
- 3.3. Методы перевоспитания.
- 37. Социальное воспитание как функция общества.
- 38. Возможности социального воспитания в развитии человека.
- 39. Элементы методики организации массового взаимодействия.
- 40. Сущность субъект-субъектного подхода в исследовании
- 41. Сущность субъект-объектного подхода в исследовании социализации.
- 42. Принципы социального воспитания
- 43. Возрастной подход в социальном воспитании.
- Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 44. Дифференцированный подход в социальном воспитании.
- 1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
- 2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
- 3. Задачи дифференцированного обучения
- 4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
- 45. Индивидуальный подход в социальном воспитании.
- 46. Особенности содержания, форм и методов воспитания в школе.
- Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
- Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
- 47. Особенности содержания, форм и методов воспитания в загородном лагере.
- 48. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях дополнительного образования.
- 1.2 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
- 49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
- 1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
- 1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
- 50. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
- 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях нпо
- 1.7.1. Формы воспитательного процесса
- 1.7.2. Методы воспитательной работы
- 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
- 1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях нпо
- 51. Основные категории социальной педагогики.
- [Править]Основные категории педагогики
- 52. Функции и задачи социальной педагогики.
- 53. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка.
- 1.5. Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
- § 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
- Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
- §1. Конвенция оон «о правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
- Права детей и их защита
- 54. Школа как социально-педагогическая система.
- 1. Социальная педагогика и социальный педагог в школе
- 1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики
- 1.2. Социальный педагог в школе
- 1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания
- 1.4. Функционал социального педагога
- 55. Общие требования к социальному педагогу.
- 6.8. Требования к социальному педагогу
- 56. Планирование социально-педагогической работы.
- 57. Социально-педагогические технологии и их специфика. Формы, уровни, структуры социально-педагогических технологий. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности
- 58. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы, виды, уровни. Характеристика основных причин отклонений в поведении.
- 59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.