3.3. Методы перевоспитания.
Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера
педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом,
воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения
воспитуемого, его образа жизни и окружения.
Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами
воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным
продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в
воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является
специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от таких
общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра, труд.
В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы, которые
оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.
Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является
приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.
Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из
направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние
годы.
Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и
перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С.
Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.
В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом содержания и
устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать средства
перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся,
традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при
решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на
борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками.
Каждый метод выполняет
определенную ведущую функцию.
Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов
неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных.
Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования
здоровых социально ценных потребностей и привычек.
«Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом»
А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение
отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных
переживаний.)
«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир
ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.
Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации
воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.
Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают
отрицательное.
Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов
воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание,
поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию
(«взрыв», переключение, «реконструкция»).
Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во
взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно
при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других,
нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание
органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера
— с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности
специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и
взаимовоспитание, а также самовоспитание.
Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через
коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение
авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или
иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с
требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей,
поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога
перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия
любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в
самоперевоспитание.
Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от
восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые
применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет
воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.
Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки, трудно
рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.
Методы перевоспитания (переубеждение,
переучивание, “метод взрыва”, ”реконструкция”
характера, переключение, самосовершенствование,
поощрение и наказание)
- Контрольные вопросы-ответы к экзамену
- Предпосылки возникновения социальной педагогики.
- Д. В. Альжев Социальная педагогика
- 1. История возникновения социальной педагогики
- 2. Этапы становления социальной педагогики
- 2. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
- 3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания.
- 4. Социальная педагогика и другие отрасли обществознания и человекознания.
- 54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук
- 5. Соотношение социальной педагогики и социальной работы.
- 6. Процесс социализации и его механизмы.
- 7. Факторы и агенты социализации.
- 8. Человек как объект социализации.
- 9. Человек как субъект социализации.
- 10. Человек как жертва социализации.
- 11. Семья как микрофактор социализации.
- 32. Семейное воспитание
- 12. Соседство и его роль в социализации.
- 13. Микросоциум как микрофактор социализации.
- 14. Институты воспитания как микрофакторы социализации. Институты воспитания
- 15. Группа сверстников и ее роль в социализации.
- 16. Основные признаки субкультуры.
- 17. Религиозные организации и их роль в социализации верующих.
- 18. Региональные особенности как фактор социализации.
- 22. Региональная политика в сфере воспитания
- 19. Условия социализации в сельских поселениях.
- 20. Особенности малого города как среды социализации.
- 21. Городской образ жизни и его влияние на социализацию.
- 27. Влияние городского образа жизни на социализацию
- 22. Специфическое влияние поселка на социализацию его жителей.
- 23. Влияние смк на социализацию.
- 24. Страна как макрофактор социализации.
- 1. Макрофакторы
- 25. Половозрастная структура общества и ее влияние на социализацию. Половозрастная структура
- Влияние структуры общества на социализацию
- 26. Влияние социальной структуры общества на социализацию.
- 27. Менталитет этноса и его влияние на социализацию.
- 28. Государство как макрофактор социализации.
- 20. Государственная политика в сфере воспитания
- 29. Мегафакторы социализации. Мегафакторы социализации
- 30. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации (на макроуровне и мезоуровне).
- 31. Виктимогенность микрофакторов социализации. Отклонения социального поведения
- 32. Основные понятия теории социального воспитания (объект и субъект воспитания).
- Воспитание как управление
- 33. Основные составляющие методики социального воспитания.
- 34. Основные понятия теории социального воспитания (жизнедеятельность, взаимодействие). Жизнедеятельность воспитательной организации
- Процесс взаимодействия
- 35. Жизнедеятельность института воспитания взрослых.
- Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
- 36. Жизнедеятельность институтов перевоспитания.
- Глава 3. Перевоспитание личности.
- 3.1. Сущность перевоспитания.
- 3.2. Функции и задачи перевоспитания.
- 3.3. Методы перевоспитания.
- 37. Социальное воспитание как функция общества.
- 38. Возможности социального воспитания в развитии человека.
- 39. Элементы методики организации массового взаимодействия.
- 40. Сущность субъект-субъектного подхода в исследовании
- 41. Сущность субъект-объектного подхода в исследовании социализации.
- 42. Принципы социального воспитания
- 43. Возрастной подход в социальном воспитании.
- Возрастной подход в воспитании и обучении детей
- 44. Дифференцированный подход в социальном воспитании.
- 1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
- 2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации
- 3. Задачи дифференцированного обучения
- 4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний
- 45. Индивидуальный подход в социальном воспитании.
- 46. Особенности содержания, форм и методов воспитания в школе.
- Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
- Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
- 47. Особенности содержания, форм и методов воспитания в загородном лагере.
- 48. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях дополнительного образования.
- 1.2 Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
- 49. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях интернатного типа.
- Глава 1. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
- 1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
- 1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
- 50. Особенности содержания, форм и методов воспитания в учреждениях начального профессионального образования.
- 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях нпо
- 1.7.1. Формы воспитательного процесса
- 1.7.2. Методы воспитательной работы
- 2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
- 1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях нпо
- 51. Основные категории социальной педагогики.
- [Править]Основные категории педагогики
- 52. Функции и задачи социальной педагогики.
- 53. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка.
- 1.5. Законодательная основа практической социально-педагогической деятельности
- § 2 Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
- Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
- §1. Конвенция оон «о правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
- Права детей и их защита
- 54. Школа как социально-педагогическая система.
- 1. Социальная педагогика и социальный педагог в школе
- 1.1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики
- 1.2. Социальный педагог в школе
- 1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания
- 1.4. Функционал социального педагога
- 55. Общие требования к социальному педагогу.
- 6.8. Требования к социальному педагогу
- 56. Планирование социально-педагогической работы.
- 57. Социально-педагогические технологии и их специфика. Формы, уровни, структуры социально-педагогических технологий. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности
- 58. Понятие «отклоняющееся поведение», его формы, виды, уровни. Характеристика основных причин отклонений в поведении.
- 59. Понятие «профилактика», виды и уровни социально-педагогической профилактики. Социальные институты, осуществляющие процесс профилактики.