logo
Socialnaya_Redagogika_otveti

3.3. Методы перевоспитания.

Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера

педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом,

воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения

воспитуемого, его образа жизни и окружения.

Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами

воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным

продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в

воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является

специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от таких

общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра, труд.

В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы, которые

оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.

Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является

приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.

Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из

направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние

годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и

перевоспитания, осужда­ла практику «уединенного средства» (термин А. С.

Ма­каренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом содержания и

устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать средства

перевоспи­тания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся,

традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при

решение конкретных воспитательных задач; активизировать са­мого воспитанника на

борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками.

Каждый метод выполняет

определенную ведущую функцию.

Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов

неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных.

Переучивание предназначено для изменения жизнен­ного опыта, формирования

здоровых социально ценных потребностей и привычек.

«Взрыв» разрушает отрицательный стереотип пове­дения. (Под «взрывом»

А. С. Макаренко понимал мгновенное разру­шение

отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных

переживаний.)

«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир

ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

Переключение служит задаче изменения направлен­ности и переориентации

воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают

отрицательное.

Процесс перевоспитания представляет собой взаимо­связь общих методов

воспитания, специфически прелом­ленных (переубеждение, переучивание,

поощрение, на­казание и др.), и специальных, присущих только пере­воспитанию

(«взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во

взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно

при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других,

нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание

органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера

— с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности

специфических мето­дов перевоспитания выступает воспитание в коллективе и

взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Общим требованием к методам перевоспитания является применение их через

коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение

авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или

иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с

требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей,

поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога

перерастает в контроль коллектива. Такой подход увели­чивает силу воздействия

любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в

самоперевоспитание.

Эффективность методов перевоспитания в значитель­ной мере зависит от

восприятия и переработки подрост­ками тех воспитательных мер, которые

применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет

воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.

Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки, трудно

рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Методы перевоспитания (переубеждение,

переучивание, “метод взрыва”, ”реконструкция”

характера, переключение, самосовершенствование,

поощрение и наказание)