logo
МПИ как новый раздел педагогики

8. Индивидуальный подход на уроках информатики

Применение индивидуального подхода в процессе обучения называется индивидуализацией обучения. Под индивидуализацией обучения понимают организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпов обучения, учитывающих различия учащихся, уровень разности их способности к обучению в практических работах. Некоторые учителя индивидуализацию учебного процесса строят так: перед объяснением какого-либо вопроса знакомят учащихся с планом изложения новых сведений. После этого раскрывают каждый пункт плана, закрепляют его, затем сильным ученикам дают карточки. Пока они самостоятельно выполняют свои задания, с остальными учащимися идёт работа по учебнику. Другой способ. При решении задач сначала учащихся знакомят с типовыми решениями задач по данной теме, а затем приступают к более подробному объяснению. После этого сильным ученикам раздаются карточки с аналогичными задачами, а со слабыми вновь разбирается эта же задача, а потом им даётся самостоятельное решение аналогичной задачи. Домашнее задание разбивается для сильных и слабых. Такой подход способствует усвоению знаний слабыми учениками. Сильные ученики получают возможность изучить материал более глубоко, читать дополнительную литературу. Недостаток этого подхода заключается в том, что в нём не учитываются особенности нервной системы и профессиональные интересы учеников. Он не позволяет разобраться в причинах слабого усвоения знаний. В нём нет перспективы перехода слабого учащегося в раздел сильных. Другие учителя предлагают для вовлечения учащихся в творческий поиск и развития их познавательной активности связывать изучаемый материал с жизнью через показ использования полученных ими знаний в науке, технике и т.д. и создания ситуаций, понятных и близких ученикам в соответствии с их возрастными особенностями.

Рассмотрим случаи, когда индивидуализация обучения строится на особенностях темперамента, силы и подвижности нервной системы, профессиональной ориентации. Особенности нервной системы сказываются на продолжительности выполнения задания, необходимости его разнообразия, подбора уровня сложности. Попытки предъявления к учащимся требований, противоречащим основным свойствам их темперамента, приводят к крайнему напряжению нервной системы. Это же происходит при попытке подавить свойства темперамента профессиональными навыками и привычками. Чем более выражен творческий характер деятельности, тем более ограниченную роль в ней играют навыки и привычки. Поэтому маскировка свойств темперамента возможна лишь при шаблонной деятельности. Если в процессе обучения происходит неожиданный переход к необычной системе, у учащихся могут быть даже нервные срывы. Различные свойства темперамента подавляются не в одинаковой степени, а крайняя выраженность типа темперамента проявляется в любом случае.

Осуществляя индивидуальную работу с учащимися, необходимо ставить две взаимосвязанные задачи:

1. Выявление основных особенностей личности учащегося и создание соответствующих им моделей.

2. Целенаправленное воздействие на учащегося с целью развития, укрепления их интересов и склонностей и продвижения учеников по уровню развития познавательной деятельности.

При разработке заданий для учащихся с различными типами нервной системы, профессиональными интересами и уровнями успеваемости следует учитывать силу подвижности и уравновешенность нервной системы учащегося. Если эти показатели не высоки, то, как правило, ответы таких учащихся несколько стереотипны, они склонны переносить старые методы деятельности на новые задания, тяготеют к формулировкам учебника и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. В системе быстрого фронтального опроса они часто стараются сбить темп, чтобы собраться с мыслями. Если известно, какой вопрос следующий, они обычно готовят ответ на него, стараясь выиграть время, а поэтому могут дать неудовлетворительный ответ на неожиданно заданный вопрос. При выполнении домашнего задания, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, они испытывают трудности. В то же время эти учащиеся отличаются последовательностью и систематичностью в работе. Таким учащимся рекомендуется тщательно готовиться к уроку, стараться преодолеть себя при переходе от одного задания к другому. При опросе им нужно выделять дополнительное время на раздумье.

Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов сразу воспроизводят содержательную часть ответа. Обычно они не готовят ответ заранее и заняты решением тех вопросов, которые им заданы в данный момент. При выполнении домашнего задания они могут без видимых причин перепрыгивать от задания к заданию, работать быстро, без оглядки, что отрицательно сказывается на качестве работы. Для них важна выработка навыков самоконтроля, важно тщательно следить за качеством исполнения. Полезно подчёркивать разнообразные детали, чтобы преодолеть монотонность задания.

Следует учитывать, что тип темперамента оказывает существенное влияние на деятельность учащихся в процессе обучения, так как интерес является важным мотивом учебной деятельности, целесообразно включать в задание сведения, интересующие учащихся. Чтобы при организации индивидуального процесса обучения учитывать профессиональные интересы, полезно создавать профессионально направленные комментарии, которые позволят учащимся увидеть, что получаемые ими знания пригодятся в их будущей профессии. Профнаправленные задания должны: быть существенными, связанными с парктикой; касаться не только сегодняшнего уровня, но и заглядывать в будущее, отражать местную специфику. Использование профессионально направленных комментариев (или заданий) позволяет учащимся увидеть, что многие знания, получаемые ими при изучении информатики пригодятся им в будущей профессси. Это делает учение не только активным, но и сознательным.

Краткие сведения об особенностях личности, используемые для составления индивидуализированных учебных заданий:

Тип профессии – краткое профессионально направленное сообщение для учащегося, предваряющее задание и согласующееся с ним.

Природа. Главный элемент труда – живая природа, представители животного и растительного мира, окружающая среда, важными для них являются вопросы экологии.

Техника. Главный элемент технического труда – технические объекты, художественный образ.

Знак. Главный элемент труда – тексты, чертежи, схемы, карты, таблицы, формулы, дорожные знаки.

Человек. Главный объект труда – люди.

Художественный образ. Главный элемент труда – художественный образ.

Уровень успеваемости

высокий – возможно задание дополнительного вопроса на установление связи с ранее изученным материалом и межпредметные связи.

средний – возможно предоставление учащимся краткого плана выполнения задания

низкий – возможно наряду с кратким планом предъявление основной формулы для решения.

Тип темперамента: сила, подвижность, уравновешенность.

Сила 0 – быстрая утомляемость, ограничение в объёме воспринимаемой информации, требуется дополнительное время, необходимо смягчать отрицательные оценки, подчёркивать положительные.

Сила 1 – самостоятельность в работе, успешно справляется со сложными заданиями, хорошо воспринимает новую информацию.

Подвижность 0 – плохо переключается на новое задание, но зато усидчивый, полезна частая стимуляция.

Подвижность 1 – хорошо переключается на другой вид деятельности, не любит однообразной деятельности, очень важны навыки самоконтроля.

Уравновешенность 0 – нельзя торопить.

Уравновешенность 1 – полезно подгонять.

В результате всего получилось 8 типов темперамента (000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111).