logo
МПИ как новый раздел педагогики

6. Методы обучения информатике

В дидактике под методом обучения понимают способы достижения цели обучения, способы совместной деятельности учителя и учащихся, способы организации познавательной деятельности школьников. В педагогике есть большое количество методов обучения и предлагаются различные их классификации. Каждая классификация имеет определённое основание, так методы подразделяются:

По источнику получения знания (словесные, наглядные, практические)

В зависимости от основных дидактических задач, которые реализуются на данном этапе обучения (методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, закрепления, проверки).

Наиболее практична классификация (lдля информатики), в которой выделяют:

объяснительно – иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

проблемный метод;

эвристический или частично-поисковый метод;

исследовательский метод;

программированный или модельный метод.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и т.д.

Проблемный – предполагает активное участие в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации и т.д.

При использовании эвристического метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К этому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т.д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Основными задачами базового курса информатики является формирование знаний о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, об основных принципах работы компьютера, выработка умений и навыков самостоятельного использования компьютера.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении учащихся с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, клавиатурой. Учитель может прибегнуть к рассказу, когда нужно сообщить определённые готовые факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с программным средством учитель сообщает определённые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши.

Одновременная демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым прибегают на практических занятиях (кинофильмы, диапозитивы, презентация или работа программного средства). Следует учитывать, что внимание держится приблизительно 7 минут.

Для концентрации внимания желательно отключить машины учеников, а демонстрацию проводить на головной машине или демонстрационном экране. В некоторых случаях демонстрацию можно проводить и на машинах учащихся (устройство ЭВМ, клавиатурный тренажёр).

Репродуктивный метод используется при работе с программами – тренажёрами, обучающими и контролирующими программами, выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием. Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя. Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием или копированием текста, перемещением блоков текста. Комментированием побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.

Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся. Примером такого упражнения может служить следующая группа операций:

а) учитель демонстрирует определенное действие на головном компьютере или демонстрационном экране;

б) учащиеся выполняют упражнение по образцу или по схеме, алгоритму, предложенным учителем;

в) учащиеся выполняют тренировочные упражнения только по заданию.

Проблемный метод используется в информатике чаще всего, так как при вводе новых конструкций, знакомстве с программными средствами перед учениками вначале ставится задача, которую известными средствами они решить не могут (цикл «ПОКА»).

Пример: создание проблемных ситуаций при работе с программными средствами.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.

Программированное обучение тесно связано с алгоритмизацией, которая на уроках информатики имеет два аспекта: обучение учеников построению алгоритмов и построение алгоритмов обучения.

Обучение учащихся принципам работы с любым инструментальным программным средством имеет единый алгоритм:

  1. рассказ учителя о назначении изучаемого программного обеспечения (ПО), об основных принципах его работы и применении в различных отраслях;

  2. демонстрация возможностей средства, показ работы с основными функциями и командамиЖ

  3. организация и выполнение учащимися тренировочных упражнений и заданий различной сложности;

  4. контроль выполнения заданий и теоретических знаний по данной теме.

В свою очередь, изучение каждого конкретного средства имеет свой алгоритм. Например, изучение редактирования электронной таблицы с использованием команды EDIT:

  1. Если активная ячейка – требуемая, то перейти к п.3.

  2. Переместить курсор в ячейку, требующую редактирования информации.

  3. Ввести первую букву команды EDIT (e)

  4. Нажать клавишу ввода.

  5. Отредактировать содержимое ячейки, используя клавиши редактирования.

  6. Нажать клавишу ввода.

Метод моделирования. Это способ переформулировать задачу, заменить её равносильной, в результате чего получиться быстрый путь решения алгоритма. Если вручную решить задачу несложно, то следует тщательно проанализировать все выполняемые человеком действия, раскладывая их до элементарных. Полезно использовать схемы, рисунки, таблицы.

Пример:

составить алгоритм, в процессе выполнения которого А:=В, а В:=А

Воспользуемся вспомогательной моделью данной задачи. Пусть а – стакан с чаем. Стакан – имя величины, чай – её значение; b – чашка кофе. Чашка – имя, кофе – значение. Необходимо кофе налить в стакан, чай – в чашку так, чтобы напитки не смешивать. Для этого нужна пустая тара. Пусть это будет кружка – имя величины. Тогда последовательность необходимых действий: чай  кружка, кофе  стакан, чай  чашка: кружка:= стакан, стакан:= чашка, чашка:= кружка.

После этого переходим к работе по составлению алгоритма.

Эвристический метод. Используется для формирования у учащихся творческого мышления. В отличие от проблемного метода, в этом методе учитель создаёт ситуацию так, чтобы ученик сам сделал открытие.

Пример:

Тема “исполнитель”. Существует машинная реализация в программе “Буквоед”. Рассмотрим ”метод чёрного ящика”. Его суть в том, что известна информация на входе и выходе алгоритма. Нужно определить, что делает алгоритм. Учитель в классе говорит, что вы все командиры, а я – исполнитель, и предлагает ученикам вводить информацию.