6. Методы обучения информатике
В дидактике под методом обучения понимают способы достижения цели обучения, способы совместной деятельности учителя и учащихся, способы организации познавательной деятельности школьников. В педагогике есть большое количество методов обучения и предлагаются различные их классификации. Каждая классификация имеет определённое основание, так методы подразделяются:
По источнику получения знания (словесные, наглядные, практические)
В зависимости от основных дидактических задач, которые реализуются на данном этапе обучения (методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, закрепления, проверки).
Наиболее практична классификация (lдля информатики), в которой выделяют:
объяснительно – иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
проблемный метод;
эвристический или частично-поисковый метод;
исследовательский метод;
программированный или модельный метод.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и т.д.
Проблемный – предполагает активное участие в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации и т.д.
При использовании эвристического метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К этому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т.д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.
Основными задачами базового курса информатики является формирование знаний о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, об основных принципах работы компьютера, выработка умений и навыков самостоятельного использования компьютера.
Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении учащихся с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, клавиатурой. Учитель может прибегнуть к рассказу, когда нужно сообщить определённые готовые факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с программным средством учитель сообщает определённые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши.
Одновременная демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым прибегают на практических занятиях (кинофильмы, диапозитивы, презентация или работа программного средства). Следует учитывать, что внимание держится приблизительно 7 минут.
Для концентрации внимания желательно отключить машины учеников, а демонстрацию проводить на головной машине или демонстрационном экране. В некоторых случаях демонстрацию можно проводить и на машинах учащихся (устройство ЭВМ, клавиатурный тренажёр).
Репродуктивный метод используется при работе с программами – тренажёрами, обучающими и контролирующими программами, выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием. Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя. Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием или копированием текста, перемещением блоков текста. Комментированием побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.
Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся. Примером такого упражнения может служить следующая группа операций:
а) учитель демонстрирует определенное действие на головном компьютере или демонстрационном экране;
б) учащиеся выполняют упражнение по образцу или по схеме, алгоритму, предложенным учителем;
в) учащиеся выполняют тренировочные упражнения только по заданию.
Проблемный метод используется в информатике чаще всего, так как при вводе новых конструкций, знакомстве с программными средствами перед учениками вначале ставится задача, которую известными средствами они решить не могут (цикл «ПОКА»).
Пример: создание проблемных ситуаций при работе с программными средствами.
Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ. В обучающих программах изучаемый материал подается в строгой последовательности. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.
Программированное обучение тесно связано с алгоритмизацией, которая на уроках информатики имеет два аспекта: обучение учеников построению алгоритмов и построение алгоритмов обучения.
Обучение учащихся принципам работы с любым инструментальным программным средством имеет единый алгоритм:
рассказ учителя о назначении изучаемого программного обеспечения (ПО), об основных принципах его работы и применении в различных отраслях;
демонстрация возможностей средства, показ работы с основными функциями и командамиЖ
организация и выполнение учащимися тренировочных упражнений и заданий различной сложности;
контроль выполнения заданий и теоретических знаний по данной теме.
В свою очередь, изучение каждого конкретного средства имеет свой алгоритм. Например, изучение редактирования электронной таблицы с использованием команды EDIT:
Если активная ячейка – требуемая, то перейти к п.3.
Переместить курсор в ячейку, требующую редактирования информации.
Ввести первую букву команды EDIT (e)
Нажать клавишу ввода.
Отредактировать содержимое ячейки, используя клавиши редактирования.
Нажать клавишу ввода.
Метод моделирования. Это способ переформулировать задачу, заменить её равносильной, в результате чего получиться быстрый путь решения алгоритма. Если вручную решить задачу несложно, то следует тщательно проанализировать все выполняемые человеком действия, раскладывая их до элементарных. Полезно использовать схемы, рисунки, таблицы.
Пример:
составить алгоритм, в процессе выполнения которого А:=В, а В:=А
Воспользуемся вспомогательной моделью данной задачи. Пусть а – стакан с чаем. Стакан – имя величины, чай – её значение; b – чашка кофе. Чашка – имя, кофе – значение. Необходимо кофе налить в стакан, чай – в чашку так, чтобы напитки не смешивать. Для этого нужна пустая тара. Пусть это будет кружка – имя величины. Тогда последовательность необходимых действий: чай кружка, кофе стакан, чай чашка: кружка:= стакан, стакан:= чашка, чашка:= кружка.
После этого переходим к работе по составлению алгоритма.
Эвристический метод. Используется для формирования у учащихся творческого мышления. В отличие от проблемного метода, в этом методе учитель создаёт ситуацию так, чтобы ученик сам сделал открытие.
Пример:
Тема “исполнитель”. Существует машинная реализация в программе “Буквоед”. Рассмотрим ”метод чёрного ящика”. Его суть в том, что известна информация на входе и выходе алгоритма. Нужно определить, что делает алгоритм. Учитель в классе говорит, что вы все командиры, а я – исполнитель, и предлагает ученикам вводить информацию.
- Мпи как новый раздел педагогики.
- Компьютерная грамотность. Алгоритмическая культура школьников.
- 3. Планирование школьного курса информатики
- 4. Физиолого - гигиенические особенности работы на эвм
- 6. Методы обучения информатике
- 7. Урок информатики и его различные формы
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- 8. Индивидуальный подход на уроках информатики
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 10. Индивидуальность школьника и компьютеры
- 11. Методика взаимосвязанных задач
- 13. Контроль и оценка знаний учащихся.
- 22. Информатика в младших классах
- I. Информатика (1-6 классы) а.В. Горячев, а.С. Лесневский.
- Олимпиады по информатике
- 25. Компьютерные игры
- Команда повторения «пока»
- Линейные таблицы (вектор)
- Команда повторения с параметрами
- Команда повторения «пока»
- 76.1. Понятие о системах управления базами данных
- 76.2. Типовые задачи обработки информации с помощью субд
- Единицы информации.
- Понятие “Информатика”.