11. Методика взаимосвязанных задач
Метод моделирования. Это способ переформулировать задачу, заменить её равносильной, в результате чего получиться быстрый путь решения алгоритма. Если вручную решить задачу несложно, то следует тщательно проанализировать все выполняемые человеком действия, раскладывая их до элементарных. Полезно использовать схемы, рисунки, таблицы.
Пример:
составить алгоритм, в процессе выполнения которого А:=В, а В:=А
Воспользуемся вспомогательной моделью данной задачи. Пусть а – стакан с чаем. Стакан – имя величины, чай – её значение; b – чашка кофе. Чашка – имя, кофе – значение. Необходимо кофе налить в стакан, чай – в чашку так, чтобы напитки не смешивать. Для этого нужна пустая тара. Пусть это будет кружка – имя величины. Тогда последовательность необходимых действий: чай кружка, кофе стакан, чай чашка: кружка:= стакан, стакан:= чашка, чашка:= кружка.
После этого переходим к работе по составлению алгоритма.
Эвристический метод. Используется для формирования у учащихся творческого мышления. В отличие от проблемного метода, в этом методе учитель создаёт ситуацию так, чтобы ученик сам сделал открытие.
Тема “исполнитель”. Существует машинная реализация в программе “Буквоед”. Рассмотрим ”метод чёрного ящика”. Его суть в том, что известна информация на входе и выходе алгоритма. Нужно определить, что делает алгоритм. Учитель в классе говорит, что вы все командиры, а я – исполнитель, и предлагает ученикам вводить информацию.
В приведённом примере число умножалось на 2 и к произведению прибавлялась единица.
На практических занятиях часто используется метод взаимосвязанных задач. При этом задачи рассматриваются от минимального обязательного уровня до сложного.
Пример:
Работа с литерными величинами (буквосочетание).
1) Посчитать, сколько раз встречается в данном тексте, который обозначается величиной А, буквосочетание что.
алг вычисление (лит А, цел n)
дано А=”ачтос”
надо n
нач цел i
n:=0
нц для i от 1 до длин(А)-2
если А[i:i+2]=”что”
то n:=n+1
всё
кц.
кон
2) Выяснить, встречается ли в данном тексте буквосочетание что.
В приведённом выше примере после условия “если” проверяем ещё одно условие. Если n=0, то В=”нет”, иначе В=”да”. При этом переменная n должна быть описана в строке нач (т.к. это промежуточная величина).
3) По всей длине текста заменить сочетание что на буквосочетание авс
алг вычисление (лит А)
дано А=”……”
надо А
нач цел i
нц для i от 1 до длин(А)-2
если А[i:i+2]=”что”
то А[i:i+2]=”abc”
всё
кц.
кон
4) Для более сильных учащихся и для факультативных занятий модно решить следующую задачу:
Заменить слово что словом авс. Слова в тексте разделены одним пробелом. В конце текста – точка. Особенность этой задачи в том, что нужно проверять пробелы и точку.
Часто в работе с литерными величинами требуется сочетание букв длины n заменить на сочетание букв длины р, где n не равно р. В этом случае осуществлять замену лучше всего не в исходной величине, а в дополнительной литерной величине.
Пример: “0” заменить “…”
алг вычисление (лит А)
дано А=”о лл оор”
надо А
нач цел i, лит с
с:=""
нц для i от 1 до длин(А)
если А[i:i]=”o”
то с:=с+”…”
иначе с:=с+ А[i:i]
кц
А:=с
кон.
- Мпи как новый раздел педагогики.
- Компьютерная грамотность. Алгоритмическая культура школьников.
- 3. Планирование школьного курса информатики
- 4. Физиолого - гигиенические особенности работы на эвм
- 6. Методы обучения информатике
- 7. Урок информатики и его различные формы
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- 8. Индивидуальный подход на уроках информатики
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 10. Индивидуальность школьника и компьютеры
- 11. Методика взаимосвязанных задач
- 13. Контроль и оценка знаний учащихся.
- 22. Информатика в младших классах
- I. Информатика (1-6 классы) а.В. Горячев, а.С. Лесневский.
- Олимпиады по информатике
- 25. Компьютерные игры
- Команда повторения «пока»
- Линейные таблицы (вектор)
- Команда повторения с параметрами
- Команда повторения «пока»
- 76.1. Понятие о системах управления базами данных
- 76.2. Типовые задачи обработки информации с помощью субд
- Единицы информации.
- Понятие “Информатика”.