I. Информатика (1-6 классы) а.В. Горячев, а.С. Лесневский.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Рассматриваются два аспекта изучения информатики.
• Технологический
Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
• Общеобразовательный
Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы
Выделим два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Второе направление обучения информатике — это изучение информатики как науки, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Цели и задачи курса
Главная цель курса — дать ученикам фундаментальные знания в связанных с информатикой областях, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса — развить умение проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Организация учебно-воспитательного процесса и состав
учебно-методического материала по курсу
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование необязательно.
Структура курса основ информатики
В материале курса выделяются следующие рубрики:
статическая картина объекта — структуры, классы;
картина поведения объекта — процессы и алгоритмы;
язык как объект моделирования — логика рассуждений;
информационная модель объекта — приемы моделирования и решения задач. Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Цели изучения основ информатики в начальной школе
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
— использование формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций: "если—то", "и", "или", "не" — и их комбинаций — "если... и..., то...";
алгоритмический подход к решению задач — умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
— объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать)".
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают") и некоторыми другими. Ведется обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач ~ "как решать задачу, которую раньше не решали" (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Цели изучения информатики в 5—6-х классах
Систематическое развитие понятия структуры (множество, класс, иерархическая классификация), выработка навыков применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развитие понятия алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усвоение базисного аппарата формальной логики (операции "и", "или", "не", "если—то"), выработка навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
- Мпи как новый раздел педагогики.
- Компьютерная грамотность. Алгоритмическая культура школьников.
- 3. Планирование школьного курса информатики
- 4. Физиолого - гигиенические особенности работы на эвм
- 6. Методы обучения информатике
- 7. Урок информатики и его различные формы
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- 8. Индивидуальный подход на уроках информатики
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 10. Индивидуальность школьника и компьютеры
- 11. Методика взаимосвязанных задач
- 13. Контроль и оценка знаний учащихся.
- 22. Информатика в младших классах
- I. Информатика (1-6 классы) а.В. Горячев, а.С. Лесневский.
- Олимпиады по информатике
- 25. Компьютерные игры
- Команда повторения «пока»
- Линейные таблицы (вектор)
- Команда повторения с параметрами
- Команда повторения «пока»
- 76.1. Понятие о системах управления базами данных
- 76.2. Типовые задачи обработки информации с помощью субд
- Единицы информации.
- Понятие “Информатика”.