logo
МПИ как новый раздел педагогики

I. Информатика (1-6 классы) а.В. Горячев, а.С. Лесневский.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Рассматриваются два аспекта изучения информатики.

Технологический

Информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.

Общеобразовательный

Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы

Выделим два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Второе направление обучения информатике — это изучение информатики как науки, обучать детей в этом на­правлении целесообразно с начальной школы.

Цели и задачи курса

Главная цель курса — дать ученикам фундаментальные знания в связанных с информатикой областях, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса — развить умение проводить анализ действительно­сти для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Организация учебно-воспитательного процесса и состав

учебно-методического материала по курсу

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование необязательно.

Структура курса основ информатики

В материале курса выделяются следующие рубрики:

статическая картина объекта — структуры, классы;

картина поведения объекта — процессы и алгоритмы;

язык как объект моделирования — логика рассуждений;

информационная модель объекта — приемы моделирования и решения задач. Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентри­чески, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Цели изучения основ информатики в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с приме­нением таких подходов к решению, которые наиболее типичны в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

— использование формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических опера­ций: "если—то", "и", "или", "не" — и их комбинаций — "если... и..., то...";

алгоритмический подход к решению задач — умение планировать после­довательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утвержде­ние, а описание последовательности действий;

системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния измене­ния в одной составной части на поведение всей системы;

— объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объек­тов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принци­пу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать)".

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информа­тикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими игра­ми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают") и некоторыми другими. Ведется обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач ~ "как решать задачу, которую раньше не решали" (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индук­ции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Цели изучения информатики в 5—6-х классах

Систематическое развитие понятия структуры (множество, класс, иерар­хическая классификация), выработка навыков применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и струк­туры их поведения; развитие понятия алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усвоение базисного аппарата фор­мальной логики (операции "и", "или", "не", "если—то"), выработка навы­ков использования этого аппарата для описания модели рассуждений.