logo
МПИ как новый раздел педагогики

Урок формирования практических умений и навыков

Цель: закрепление у учащихся практических умений, формирование у них определённых навыков, в том числе культуры учебного труда.

Основные структурные элементы:

Демонстрация учителем на головном компьютере осваиваемой последовательности действий.

Воспроизведение учащимися на компьютере показанных действий.

Выполнение учащимися индивидуальных заданий, упражнений. При первичном применении обучаемым предлагаются пробные упражнения. Они выполняют изучаемые действия на своём компьютере одновременно с учителем или под его руководством. В любое время учащиеся могут обратиться за помощью.

Закрепление умений и навыков. Можно провести проверочную работу. Перед её проведением должно быть составлено руководство. Практическая часть руководства содержит задания, порядок выполнения которых подробно описан. Эта часть содержит одинаковые или разные для всех учеников задания. Целесообразно предусмотреть дополнительные творческие задания. Завершается практическая работа составлением отчёта и оценкой учителя. Требования к отчёту должны быть хорошо известны учащимся.

Особенности проведения нетрадиционных уроков

Урок - ролевая игра.

Учащиеся моделируют определённые жизненные ситуации. В 9 классе при изучении темы “Задача. Модель. Компьютер.” они решают задачу учёта материальных ценностей, выполняя роли руководителей учреждений или организаций. В задаче выбора расположения железнодорожной станции – роль проектировщика, в модели эпидемии гриппа – роль прогнозиста.

Урок – ролевая игра позволяет продемонстрировать учащимся практическую значимость курса информатики, стимулировать интерес.

Урок – информационный поиск.

Целесообразен при изучении информационно-поисковой системы. Для урока необходимо заранее по определённой теме подготовить БД, что позволит убедить учащихся, что источником знаний служит не только книга. БД – это база знаний. Она может быть подготовлена учащимися. При этом нужно учитывать познавательные интересы школьников. Ученикам предлагаются вопросы, ответы на которые можно получить с помощью БД.

Урок “пресс – конференция”.

Его можно провести при изучении темы “Обработка текстовой информации”. За несколько дней до урока учащимся даётся задание по подготовке рефератов. Учитель просматривает их, выбирая самые интересные. Некоторым учащимся предлагается сделать запись тезисов выступления в текстовом редакторе. Во время урока тезисы получают все участники конференции. Они формируют текстовые файлы, записывая в них определённые выдержки из тезисов. Такая же работа проводится и по материалам учебных выступлений.

Урок – соревнование.

Предполагает демонстрацию учащимся глубины теоретических и практических знаний. Он состоит из системы тщательно продуманных конкурсов. Конкурсы: (по теме “текстовый редактор”)

знаешь ли ты теорию? Учитель предварительно набирает в текстовом редакторе вопросы и отвечает. Можно предусмотреть контролирующую программу.

Думай! Смекай! Учащимся предлагаются различные проблемные ситуации (например: как в текстовом файле пронумеровать библиографический список, записанный в алфавитном порядке?).

Разгадай кроссворд!

Найди ошибку. Нужно найти ошибку в последовательности действий в текстовом редакторе.

Аукцион. Учащимся на продажу предлагаются вопросы с несколькими вариантами ответов. Купившим считается тот, кто даст последним правильный ответ.

Урок – соревнование имеет смысл проводить после изучения темы. Количество конкурсов подбирает учитель.

Урок – консультация.

Проводится перед контрольной работой или тогда, когда ученики не усвоили некоторые приёмы работы. Целесообразно при этом разбивать учащихся на группы, выделяя в них трудности, типичные для данной группы.

Урок – зачёт.

На нём проверяются не только теоретические, но и практические навыки. К таким урокам учитель заранее готовит задание и разрабатывает требования по оценке.