Олимпиады по информатике
Олимпиады по информатике проводятся на школьном, районном, городском, областном, республиканском и международном уровнях. Обычно, школьные, районные олимпиады состоят из одного тура. На олимпиадах более высокого уровня предполагается 2 тура.: теоретический (письменное решение задач, написание и обоснование алгоритмов); практический (решение задач и выполнение заданий на ЭВМ). Также проводятся теоретический (индивидуальный) тур и практический (командный) тур. Для участия в олимпиадах приглашаются учащиеся различных классов (обычно 8-11). Одна из задач олимпиад – поиск способных и подготовленных по информатике школьников.
Различные олимпиады, фестивали, конкурсы, связанные с информатикой проводятся в сети Интернет.
При встречах с учителями организаторам республиканских и международных олимпиад приходится выслушивать критические замечания по поводу правил проведения и по поводу предлагаемых задач, которые в значительной степени определяют уровень задач областных, районных олимпиад. По результатам последних органы образования нередко оценивают работу конкретного учителя информатики, что , конечно же, не является корректным, так как программа школьного курса информатики не может охватить все темы, изучение которых могло бы улучшить результаты выступления школьников на олимпиадах. Выбор задач республиканских олимпиад, в то же время, определяется задачами международных олимпиад.
Достигнуть вершин, тот есть получить медаль на Международной олимпиаде, могут лишь единицы. Причем как школьные уроки физкультуры не могут помочь в побитии спортивных рекордов, так и уроки информатики вовсе не должны давать абсолютно все знания и умения, необходимые для участников официальных олимпиад по информатике. Решение задач зачастую непонятно рядовому учителю, хотя темы задач, вроде бы имеют отношение к школьной программе. Темы задач действительно не всегда соответствуют «обязательному минимуму изучения», более того, в качестве решения этих задач на олимпиаде требуется предъявить отлаженные программы, написанные на языке программирования высокого уровня, а не описания алгоритмов. Но и это требование полностью соответствует международным правилам.
Рассмотрим некоторые формы работы с одаренными школьниками и их поиске.
Известно, что наборы в физико-математические школы, классы с углубленным изучением информатики, лицеи, гимназии ведутся на конкурсной основе. Именно в таких школах следует организовывать занятия со школьниками – потенциальными участниками олимпиад. Так как при решении олимпиадных задач полезно знание основ дискретной математики и других разделов, которые входят в программу обучения студентов математических специальностей вузов. Хорошо, если соответствующие занятия будет проводить преподаватель вуза или студент, как правило, бывший участник олимпиад.
Интересен опыт, когда талантливые ребята дополнительно занимаются в группах непосредственно при вузе (БГУ) или другом организационном центре (Дворец творчества молодежи). Отбор в такие группы обычно происходит после проведения областных и республиканской олимпиады по результатам выступлений.
Организация летних смен в лагерях отдыха (Зубренок), где сочетается обучение и полезное общении со старшими товарищами. К работе в таких лагерях привлекаются студенты и преподаватели вузов.
Еще одной формой являются учебно-тренировочные сборы., которые проводятся для призеров региональных олимпиад.
Набор заданий на олимпиадах должен иметь достаточный уровень сложности. Очень простые задания, доступные большинству участников, могут немного исказить объективно сложившуюся картину и не способствовать отбору лучших из лучших. Обычно на районных (в сельской местности и в городе) олимпиадах не предлагаются задачи, которые требуют знания каких-либо специальных алгоритмов или умения в совершенстве владеть всеми возможностями применяемого языка программирования. В этой ситуации цель олимпиады – обнаружить ребят, потенциально способных к высоким достижениям. А необходимыми знаниями и техникой программирования они смогут овладеть на занятиях. кроме этого в набор задач включается одна «утешительная задача», которая окажется по силам большинству ребят. Потенциально наиболее сильные ребята могут и не оказаться абсолютными победителями областных олимпиад. В случае отсутствия в области явного лидера наиболее оправдано посылать для участия в республиканской олимпиаде ученика невыпускного класса. Так как он сможет получит практический опыт участия в олимпиаде высокого уровня, познакомится с некоторыми новыми для него методами решения задач, получить ссылки на необходимую литературу. Тогда при наличии желания и работоспособности такой ученик сможет в течение следующего учебного года существенно повысить свою квалификацию. Если же каждый год представлять регион будет новый ученик одиннадцатого класса, то успехи могут быть лишь случайными. Положительным фактом может оказаться то, что в течение нескольких лет школьников на олимпиаду будет сопровождать один и тот же человек.
Анализ результатов ряда олимпиад, и, что более важно, способов решения задач, применяемых школьниками, показывает следующее. В ряде случаев имеет место «запущенность» участников олимпиад в том плане, что их образование и развитие в значительной степени происходит стихийно, без должной помощи учителя. Видимо, это объясняется общей загруженностью учителей информатики новым, постоянно обновляющимся материалом, нестандартностью мышления одаренных школьников. Оказывается даже, что некоторый материал стандартного курса информатики ряду участников олимпиад не знаком; их образование неравномерно. Эта стихийность проявляется прежде всего в замысловатых приемах программирования, вроде (ELSE NEXT, частое использование команды GOTO) при незнании типовых приемов решения задач. Учитывая то, что язык бейсик достаточно прост внимание школьников невольно сдвигается на всякие фокусы со средствами языка. Кроме этого отмечается заметная зависимость от типа ЭВМ через диалект языка, а поэтому и трудности в работе на новой ЭВМ
- Мпи как новый раздел педагогики.
- Компьютерная грамотность. Алгоритмическая культура школьников.
- 3. Планирование школьного курса информатики
- 4. Физиолого - гигиенические особенности работы на эвм
- 6. Методы обучения информатике
- 7. Урок информатики и его различные формы
- Урок сообщения новых знаний
- Урок формирования практических умений и навыков
- 8. Индивидуальный подход на уроках информатики
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 10. Индивидуальность школьника и компьютеры
- 11. Методика взаимосвязанных задач
- 13. Контроль и оценка знаний учащихся.
- 22. Информатика в младших классах
- I. Информатика (1-6 классы) а.В. Горячев, а.С. Лесневский.
- Олимпиады по информатике
- 25. Компьютерные игры
- Команда повторения «пока»
- Линейные таблицы (вектор)
- Команда повторения с параметрами
- Команда повторения «пока»
- 76.1. Понятие о системах управления базами данных
- 76.2. Типовые задачи обработки информации с помощью субд
- Единицы информации.
- Понятие “Информатика”.