Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Основные методы психологии – наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.
Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого (человека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный. Сущность методов беседы и анкетирования заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Ответы точно записывают. Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний, поведением, выражением лица испытуемых. Тест – это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Тесты чаще всего применяют для оценки уровня развития какого-либо психологического качества (способностей, уровня умственного развития, уровня усвоения знаний) у данного человека в сравнении со средним уровнем (стандартом). О психической жизни, об особенностях человека можно судить (косвенно) по продуктам его деятельности, т. е. по таким материалам как рисунки, письменные сочинения, технические поделки, коллекции, тематические альбомы и т. д.
Педагогика как наука и учебная дисциплина
Педагогическая отрасль знания является едва ли не самой древней и неотделимой от развития человеческой цивилизации. Развитие человека как разумного общественного существа проходило на протяжении 2 млн. лет в процессе овладения производственным, социальным и духовным опытом предков. Чем сложнее становились формы общественных отношений, тем больше накапливалось знаний, которые необходимо было передавать последующим поколениям, следовательно, тем острее становилась необходимость в специально организованном процессе передачи опыта человеческой цивилизации новым поколениям. Образование и воспитание превращается в объективную потребность общества и становится важнейшей предпосылкой его развития. В поздний период рабовладельческого строя воспитание выделяется в особую общественную функцию, осуществление которой передается специально подготовленным для этого людям.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился как название науки о воспитании. В Древней Греции педагогами называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово «пайдогогос» (пайда – ребенок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука о воспитании – педагогика, которая была вычленена как особая отрасль из системы философских знаний в начале ХVII века.
Определить предмет научного знания – значит ответить на вопрос, что она изучает, какая область природы или культуры привлекает внимание специалистов, решению каких задач посвящена их деятельность. Определить предмет невозможно без объекта. Объект – весь круг вопросов, на которые направлено внимание, предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объектом педагогики является человек, который развивается в результате воспитательных отношений, предметом педагогики становятся сами воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека как целостности, как личности, а не как носителя отдельных, пусть даже очень важных, функций – знающего, выполняющего социальные нормы, производящего материальные ценности, «правильно» мыслящего индивида.
Педагогика призвана не только описывать педагогические явления, но и объяснять их, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.
Объект педагогики (по Краевскому В.В.) – система педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Образование изучает не только педагогика, но и философия, социология, психология, экономика и др. науки. Предмет педагогики (по Краевскому В.В.) – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях), В этом случае педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности обучающихся, а также стратегий и способов взаимодействия субъектов образования.
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом:
- теоретическая функция реализуется на трех уровнях (описательный и объяснительный – изучение передового и новаторского опыта; диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучающихся, установление их причин и условий; прогностический – экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности);
- технологическая функция реализуется также на трех уровнях (проективный – связан с разработкой соответствующих методических материалов: учебников и учебных пособий, учебных программ; преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в практику с целью ее совершенствования; рефлексивный и корректировочный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук; в ее структуру входят:
- общая педагогика (исследует основные закономерности образования);
- возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых);
- коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика, логопедия;
- частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
- история педагогики и образование (изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи);
- отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.);
- философия образования;
- сравнительная педагогика;
- социальная педагогика.
Основной задачей педагогики как науки является изучение педагогической реальности – сущности и закономерностей развития и формирования личности в процессе освоения социального опыта. При этом педагогика определяет цели образования, разрабатывает содержание образования, исследует и разрабатывает методы обучения и воспитания и их влияние на развитие обучающегося.
К задачам педагогики также относятся:
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- управление образовательными системами;
- внедрение результатов исследования в педагогическую практику;
- прогнозирование и планирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Основными исследовательскими методами педагогики являются педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, исследовательская беседа, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение школьной документации и продуктов деятельности субъектов педагогического процесса (воспитанников и педагогов), а также количественные методы (например, шкалирование, ранжирование).
Педагогическое наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов как в естественных, так и в экспериментальных условиях.
Выделяют также методы осуществления целостного педагогического процесса, изучением которых занимается дидактика:
методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательных задач. Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогических задач, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений, в то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература