Введение
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» является дисциплиной федерального компонента содержания высшего профессионального образования и входит в раздел «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В соответствии с гуманизацией и гуманитаризацией высшего образования она изучается студентами всех специальностей и форм обучения.
Целью дисциплины является изучение основ современной психологической и педагогической науки, формирование навыков профессионального умения ориентироваться в сложных проявлениях психики человека с целью получения оптимальных результатов деятельности. Введение элементов человекознания в содержание высшего образования позволяет студентам познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т. е. приобретать психолого-педагогические знания. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования основная цель дисциплины «Психология и педагогика» – сформировать психолого-педагогическую компетентность специалиста в области управления, предпринимательства, маркетинга.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания данной дисциплины решаются следующие задачи:
- раскрываются методологические и теоретические основы психологии и педагогики, основные функции этих наук и сферы применения психолого-педагогических знаний в различных областях жизни;
закладываются знания студентов о природе психики человека, закономерностях ее развития, механизмах психической регуляции поведения и деятельности, особенностях групповой психологии, межличностных отношениях и общении, основных методах психолого-педагогического изучения индивида и группы, о содержании, принципах, формах и средствах педагогического воздействия на личность и коллектив;
формируются навыки анализа психологической характеристики личности и коллектива, использования результатов психологического анализа персонала и служебных ситуаций в трудовых коллективах для повышения эффективности их деятельности;
закладываются навыки владения методами психолого-педагогических исследований, приемами анализа и оценки уровня развития своих управленческих и педагогических возможностей, способами использования полученных знаний по психологии и педагогике в разнообразных сферах жизнедеятельности;
формируются умения верно строить деловые и межличностные отношения, на основе научных знаний организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения и воспитания.
Данная дисциплина является базовой для дальнейшего изучения психодиагностики и психологического практикума, менеджмента и управления персоналом, составляющих часть подготовки специалистов в области экономики и предпринимательства.
Структура учебно-методического комплекса позволяет обучающимся заочной формы обучения не только структурировать свои знания по дисциплине, но и эффективно осуществить подготовку к экзамену и/или зачету, проверить свою подготовку посредством выполнения тестов, а также организовать свою самостоятельную работу в процессе выполнения контрольных работ, написания курсовых работ.
1 ЧАСТЬ. Краткое содержание учебного материала «Психология и педагогика».
2 ЧАСТЬ. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «Психология и педагогика» для самостоятельной работы студента.
3 ЧАСТЬ. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
4 ЧАСТЬ. Проверь себя. Контрольные тесты по курсу «Психология и педагогика».
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература