Краткий терминологический словарь
Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности человека.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Воспитание – (в широком смысле) – процесс передачи от старшего поколения младшему социально-исторического опыта.
(в узком смысле) – специфически организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности.
Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии их на органы чувств.
Девиантное поведение – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм.
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
Мышление – познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека.
Образование – процесс усвоения человеком знаний, умений и качеств, результатом которых выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Обучение – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития качеств, необходимых человеку для выполнения каких-либо функций.
Общение – процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие людьми друг друга и взаимодействия между ними.
Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом простейших свойств окружающего мира.
Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, навыков, сведений.
Педагогика – наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития человека, коллектива в интересах успешной деятельности.
Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.
Психика – свойство живых высокоорганизованных материальных тел, способных своим состоянием отражать окружающий мир, независимо от них существующий.
Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, особенностях развития и функционирования психики человека.
Развитие – закономерности изменения во времени физических, психических и духовных сил человека.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов, для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Темперамент – определенное устойчивое сочетание психо-динамических свойств, проявляющихся в поведении и деятельности человека.
Характер – совокупность устойчивых признаков личности, формирующихся в процессе общения и деятельности и влияющих на поведение человека.
Чувства – особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.
Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература