Классификация психических явлений
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Основные категории педагогики. Дидактика
Каждая наука имеет свой понятийный аппарат, т.е. «разговаривает» на своем языке. Для описания педагогических явлений и раскрытия их сущности педагогика использует определенные понятия.
Воспитание – один из механизмов социализации, т.е. превращения существа, родившегося человеком, являющегося таковым, в существо, которое обладает человеческой сущностью. Приобщить его к этой сущности могут лишь ее носители. Таким образом, воспитание – это специальное целенаправленное воздействие человека на человека, создание определенных условий для становления его личности.
Социализация – процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культурой. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью, и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего.
Образование – это воспитательная деятельность общества, рассмотренная с позиций таких характеристик, как институциональность (образовательные учреждения, система образования), цели, содержание, формы и методы, кадры, учебно-методическая база.
Результатом образования как процесса является образованность - качественное состояние человека, выражающее его готовность к социальной жизни вообще или к выполнению конкретных профессиональных функций.
Обучение – одна из составляющих частей целостного процесса воспитания, одно из средств достижения образовательных, воспитательных целей – призвано обеспечить усвоение воспитанниками специально отобранного и систематизированного социального опыта, в котором интегрированы жизненно необходимые для социальной и профессиональной адаптации элементы культуры. Суть обучения состоит в том, что педагог организует особый вид деятельности обучающихся, посредством которой происходит распредмечивание социального опыта, т.е. своего рода перевод его из предметно-культурной формы (текстов, формул, норм и т.д.) в форму знаний, умений, предпочтений, смыслов.
Педагогическое воздействие – одна из центральных категорий педагогики, отражающая активное преобразующее начало любого педагогического акта. Способность к педагогическому воздействию на воспитанника, преобразование ситуации его жизнедеятельности в совместном деянии, в духовно-нравственном сотрудничестве с ним составляет суть педагогического профессионализма. Педагогическое воздействие от любого другого воздействия отличается тем, что в результате этого акта в воспитаннике запускается механизм саморазвития, при этом не должно и может оставаться чувство униженности, ущербности, неполноценности. Иначе это было какое-то другое воздействие, ничего не имеющее общего с педагогическим.
Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на реализацию педагогического взаимодействия, это совокупность взаимных действий преподавателя и обучающихся. В учебном заведении искусственно (и искусно) создаются условия для овладения технологией осознанного действия, которая усваивается как социокультурная модель поведения в реальной практике.
Педагогическая технология. Технология в более строгом понимании – это достаточно жестко фиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, направленных на решение педагогических задач. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.
Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются: исходное состояние предмета задачи, модель требуемого состояния задачи. В условиях педагогического процесса предметом задачи могут быть как материальные (физическая сила, выносливость), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения) субстанции, для которых характерны соответственно количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок. Таким образом, педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее осуществления). Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению.
Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования, называется дидактикой. Основные положения дидактики обогащают общую культуру мышления и общения. С этой точки зрения знакомство с законами дидактики, ее принципами, формами, методами и средствами обучения имеет общекультурное значение, в равной степени расширяет профессиональные возможности будущего специалиста с высшим образованием, т.к. в любой профессиональной деятельности включается функция просвещения. Для понимания сущности и роли принципов дидактики выстроим в логическую цепочку понятия: закономерность - теория обучения – принцип – форма – метод – прием – средство. Логика расположения этих понятий отражает направленность от теории к практике.
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература