Представление: общая характеристика
Представлениями называются сохранившиеся в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал или ощущал. Нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием. Представления имеют очень большое значение в жизни и деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы обеднено и ограничено только наличными восприятиями, в нем отражались бы образы тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент.
Для представления характерны следующие основные особенности:
а) как и восприятия, представления носят наглядный характер, отражая внешние особенности предметов;
б) они менее ясны и отчетливы, чем восприятия;
в) представления отличаются изменчивостью, непостоянством, в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета.
По происхождению выделяют представления, возникшие на основе ощущений и восприятий, воображения и мышления.
По степени обобщения в образе объективной реальности различают: единичные, общие и схематизированные представления. Единичные представления – представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства. Можно представить понравившуюся полянку в лесу, знакомого человека, игру актера в любимой пьесе или кинофильме. Общее представление – представление об общих чертах группы сходных предметов. Рисуя для ребенка человека, взрослые иногда приговаривают: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, ручка, ручка, ножка, ножка, огуречик, получился человечек». В таком рисунке схвачены основные компоненты фигуры человека. Схематизированные представления – отражение предмета в виде условного графического изображения. Карты боев и походов на уроках истории схематизируют реальное движение армий, помогая пониманию хода сражения. Схематизированные представления настолько обобщены, что в них утрачено внешнее сходство с предметами данного класса.
Представления – чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение. Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и другие представления.
- Барнаульский филиал ноу московская академия предпринимательства при Правительстве г. Москвы
- Введение
- Часть 1. Краткое содержание учебного материала по разделу «психология и педагогика»
- Раздел 1. Общие основы наук
- Тема 1.
- Предмет и объект психологии
- Место психологии в системе наук
- Структура современной психологии
- Понятие о методе. Классификация методов психологического исследования. Этапы психологического исследования
- Тема 2. Основные понятия наук
- Основные функции психики. Формы проявления психики. Структура психики
- Классификация психических явлений
- Тема 3. Основные направления развития науки
- Этапы становления психологии как науки
- Этапы становления психологии как науки
- Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования
- Тема 4. Психология и педагогика личности Понятие личности, ее важнейшие характеристики
- Человек, индивид, индивидуальность, субъект
- Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений
- Восприятие: основные свойства и виды
- Представление: общая характеристика
- Память: общая характеристика и виды
- Воображение: общая характеристика и виды
- Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика
- Внимание: общая характеристика, виды и свойства
- Виды речевой деятельности, их особенности
- Тема 5. Современное состояние образования в России
- Тема 6. Психология малых групп. Группа и коллектив Малая группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы
- Тема 7. Психология делового общения Общее представление о психологическом общении
- Функции, механизмы, средства, структура общения
- Деловое общение
- Тема 8. Педагогический процесс как система
- Общие формы организации учебной деятельности
- Воспитание в педагогическом процессе
- Тема 9. Управление образовательными системами
- Часть 3. Семинарские занятия и тематика рефератов по курсу «психология и педагогика»
- Занятие 4. Образование и профессиональная деятельность.
- Краткий терминологический словарь
- Часть 3. Контрольные задания и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 1. Методические указания для подготовки контрольных работ
- Структура контрольной работы по дисциплине «психология и педагогика»
- 1. Кохйек 2. Трба
- Часть 4. Проверь себя: котрольные тестовые задания по курсу «психология и педагогика»
- 1. Тестовые задания с ключами (ответами)
- Ключи к тестам
- Литература