logo
Психология_и_педагогика_УМК

Тема 8. Педагогический процесс как система

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным контролем общества, т.е. той специальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о повышении материального состояния педагогов, укрепление здоровья обучающихся и т.д. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогической системы кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов. Общую структуру и характеристику системы образования мы уже рассматривали. Сегодня поговорим о системе, призванной решать основные образовательные задачи – о педагогическом процессе.

Педагогический процесс (ПП) – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс представляет собой систему, структурными компонентами которого выступают (по Кузьминой Н.В.):

- цель ПП – системообразующий фактор (для чего учить);

- содержание взаимодействия субъектов ПП - содержание образования (чему учить);

- средства - методы, приемы, методики и технологии (как учить);

- субъекты ПП – педагоги и обучающиеся;

- условия, в которых протекает ПП, включая материально-техническую базу образовательного учреждения;

Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом он ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру: цель – принципы – содержание - методы – средства – формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и воспитанник; принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели; содержание – это часть опыта поколений, которая передается обучающимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям; методы – это действия педагога и обучающегося, посредством которых передается и принимается содержание; средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами; формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех структур: педагогической, методической и психологической.

Критерием педагогического действия, взаимодействия, процесса является технологичная реализация процессов воспитания, обучения и развития в их целостности и единстве. А критерием качества - результативность, то реальное приращение, которое получил каждый обучающийся в своих потребностях, нормах, способностях. Педагогический процесс эффективно функционирует только как целостное явление: целостная, гармоническая личность может быть сформирована только в условиях целостного педагогического процесса. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности обучающихся, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Понятие личностной ориентации образования предполагает принятие личности в качестве ведущей цели образования, постановку обучающегося в позицию субъекта своего образования и социального самоопределения.

Содержание образования как система

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой и профессиональной культуры выступа содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в понимании содержании образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленные в процессе поисков и исторического опыта. Никто не отрицает важность знаний, они способствуют социализации личности и являются жизнеобеспечивающей системой. Что бы каждый из нас делал сегодня, в наш сложный информационный век, если бы не накопил с помощью учителей, педагогов свой собственный знаниевый багаж?

В последние десятилетия в свете идей гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования (этот подход нашел утверждение в работах наших отечественных ученых – И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского). В рамках данного подхода под содержанием образования понимается педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). При данном подходе к пониманию сущности содержания образования абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек, который свободен выбрать содержание образования с целью удовлетворения своих образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей.