logo
Психология_и_педагогика_УМК

Воспитание в педагогическом процессе

Воспитание – неотъемлемая функция современного менеджера, руководителя. Создание оптимальных моделей, алгоритма и технологии воспитательной деятельности обусловлено потребностями производственной практики, которые могут быть удовлетворены через разрешение противоречий социально-политического, правового, нравственного, психолого-педагогического характера.

В широком смысле воспитание понимается как социализация, т.е. как процесс и результат усвоения человеком социального опыта. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой. В таком взаимодействии воспитатель и воспитуемый одновременно выступают как субъекты самоизменений и объекты воздействия других людей. Благодаря такой субъект-объектной активности каждый человек формируется как целостный феномен с макрохарактеристиками - индивид (природная особь), личность (член общества, коллектива), субъект (как носитель собственной деятельности), индивидуальность (самобытная, неповторимая натура). Основными участниками такого воспитательного процесса являются различные коллективы, группы, общественные институты, отдельные граждане.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического создания условия для разностороннего развития личности, а также включает необходимость воздействия на субъект воспитания в интересах развития качеств, соответствующих целям воспитания. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны, воспитателей, осуществляющих систему воспитательных воздействий на ум, чувства, мотивы, потребности и волю воспитуемого, а с другой стороны, самих воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия. Следует отметить, что главная задача воспитателей заключается в том, чтобы создать условия, при которых воспитуемый захотел запустить механизм самосовершенствования и саморазвития, при этом необходимо, чтобы у него одновременно совершенствовались и рефлексивные умения.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не только активное взаимодействие различных субъектов воспитания на индивидуальном и групповом уровне, но и предполагает активные контакты с другими социальными институтами (семья, образовательные учреждения, общественные организации и др.).

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер, они всегда специфичны не только для конкретной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства.

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования и развития у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие, безопасное и бесконфликтное сосуществование с другими членами общества.

Основные задачи воспитания:

- формирование научного мировоззрения; стремление к познанию;

- развитие и закрепление в структуре личности нравственных качеств, стремление к личностному и профессиональному совершенствованию;

- развитие положительной мотивации к труду, добросовестное и творческое отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей;

- овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями своего Отечества;

- обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношения с другими людьми, умение толерантного (терпимого) и эмпатийного (доброжелательного) сосуществования в поликультурном пространстве;

- воспитание высокой ответственности за будущее поколение, сохранение традиций бережного отношения к прошлым поколениям; готовности и способности ответственно и сознательно выполнять семейно-бытовые роли.

Продуктивность воспитания во многом зависит от соблюдения закономерностей и принципов воспитания.

Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться запланированных результатов воспитания. Системный характер воспитания проявляется как целенаправленное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов воспитания, регулируется действующим законодательством и педагогическими принципами.

Выделяются собственно педагогические закономерности воспитания:

- обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими и нравственно-этическими ориентирами и позициями;

- соответствие модели, алгоритма и технологии воспитания требованиям нормативных документов, научно-методическим рекомендациям для конкретного коллектива в соответствии с возрастом, характером взаимодействия субъектов воспитания;

- зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, взаимодействия с воспитуемым в конкретных ситуациях и процессах.

Принципы воспитания – исходные педагогические положения, служащие руководящей нормой для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

К основным принципам современного воспитания относятся:

- гуманистический характер взаимодействия субъектов воспитательного процесса;

- соответствие содержания воспитания характеру решаемых задач;

- гармоничность содержательных составляющих воспитания;

- принцип субъектности, предполагающий самостоятельное избрание воспитанником траектории своего развития;

- принцип ответственности воспитателя за применяемые средства воспитательного воздействия;

- опора на положительное в личности воспитанника;

- воспитание в процессе труда и повседневной жизни;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- активность, системность и конкретность воспитательных мер;

- сочетание дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной деятельности;

- единство требований всех воспитателей, согласованность и преемственность.

Основу структуры процесса воспитания составляют следующие его элементы:

- субъекты воспитания

- цель воспитания

- система отношений (прямое, опосредованное, самовоздействие)

- система воздействий (методы, приемы, технологии)

- условия, в которых протекает воспитательный процесс

- система управления воспитательным процессом

Чтобы воспитательное взаимодействие воспитателя с воспитанником было целенаправленным целесообразным, необходимо соблюдать алгоритм воспитательной деятельности: анализ фактического положения, выявление противоречий в целостном деятельностно-воспитательном процессе, определение путей их разрешения, планирование эффективных воспитательных мероприятий и организация их исполнения, создание условий для эффективного воспитательного процесса, оценка результатов воспитательной деятельности и корректировка всего воспитательного процесса. Алгоритм воспитания универсален: он распространяется как на детей при реализации воспитательного процесса, так и на взрослых, когда воспитательное воздействие применяется руководителем на сотрудников.

Методы воспитания – определенный способ воспитательного воздействия в соответствии с целями и задачами воспитания. Прием – частичный метод, звено метода.

Традиционно принятые методы – убеждения, упражнения, поощрения, принуждение, пример.

Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.

Неформально-личностные – осуществляемые через личностно значимых людей.

Тренингово-игровые – обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях (социально-психологические тренинги, деловые игры).

Рефлексивные – основаны на индивидуальных переживаниях, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.