Дидактические требования к средствам наглядности
При реализации принципа наглядности обучения нужно исходить из положения о том, что сознательное овладение знаниями, умениями и навыками, формирование научных представлений и понятий возможно лишь в том случае, если у учащихся имеется определенный практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений.
Наглядность обеспечивает связь между словом и изображением, конкретным и абстрактным, содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления.
Наглядность в обучении с использованием дидактических средств cnoсобствует формированию образных представлений об изучаемых объектах и процессах, позволяет развивать мышление, согласно логике познания, от явления – к сущности, от сущности менее высокого порядка – к сущности более высокого порядка.
При этом форма выражения наглядности при переходе от одного средства обучения к другому должна осуществляться с последующим постепенным уменьшением подсказки средствами наглядности.
Дидактический принцип доступности требует, чтобы видовой характер содержания обучения и построение носителя учебной информации в средстве обучения соответствовали возрастным особенностям, познавательным способностям, уровню развития и степени подготовленности учащихся.
Понимание принципа наглядности «через материальные средства» обучения (т.е. через конкретные способы реализации этого принципа) ознаменовало новый подход в проектировании различных средств обучения и потребовало исследования их дидактических функций, их эффективности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, формирования научного мировоззрения учащихся.
- Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
- Введение
- 1. Психолого-педагогические основы применения тсо в учебном процессе
- Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
- Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами
- Взаимодействие анализаторов
- Система критериев педагогической эффективности средств обучения
- Дидактические аспекты использования возможностей средств обучения в системе профессионально-технического образования
- Виды тсо, их классификация
- Перспективы развития тсо
- Роль и место тсо в организации учебного процесса и внеклассной работы
- Критерии оптимизации комплекса средств обучения
- Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
- Перспективы развития технических средств обучения
- Педагогические технологии
- Структура методов интерактивного обучения
- 2. Наглядность в обучении. Методика изготовления средств наглядности
- Основные формы наглядности
- Особенности применения средств наглядности преподавателем
- Дидактические требования к средствам наглядности
- Методика конструирования и изготовления средств наглядности с помощью персонального компьютера
- 3. Современные средства, записи, хранения и воспроизведения информации
- Цифровое и аналоговое представление звуковых сигналов
- История цифрового телевидения
- Устройство для записи и чтения цифровой информации
- Документ-камеры
- Видеопроекторы
- Оптимальное размещение проектора и экрана
- Электронные интерактивные доски
- Методика внедрения интерактивных досок в образовательный процесс
- Плазменные панели
- Использование информационных технологий и электронных учебных материалов в учебном процессе
- Систематизация электронных изданий
- Инструментальные программы в обучении. Методика проведения тестового контроля
- Информационно-методическое обеспечение Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-источники
- Содержание