logo
Кравченя - Технические средства обучения

Критерии оптимизации комплекса средств обучения

В практике учебных заведений еще нередки случаи, когда мерилом полноценности урока является использование большого количества пособий. Такое мнение обусловлено, с одной стороны, неправильным пониманием наглядности как важнейшего дидактического принципа, а с другой стороны, стремлением преподавателя вызвать у присутствующих благоприятное впечатление, одобрение.

Вопрос о том, какое оборудование и как использовано на уроке, часто считают второстепенным и причисляют к методическим тонкостям, к «вкусовым» особенностям педагога.

При отборе средств обучения на урок преподавателю надо ориентироваться не только на систему средств обучения по вопросу программы, но и на конкретную систему отношений «ученик-учитель». Состав первичной системы средств обучения как на уровне проектирования, так и в учебно-воспитательном процессе определяется совокупностью средств обучения, необходимых и достаточных для овладения учебным материалом, способами деятельности в соответствии с логикой учебно-познавательной работы на всех ее уровнях:

Между тем отбор средств обучения в комплекс, определение места каждого пособия на уроке, управление любым этапом учебного процесса с помощью включенных в комплекс средств представляется важной и довольно трудоемкой задачей.

При этом необходимо подчеркнуть, что комплексы средств обучения являются непрерывно развивающимися и изменяющимися компонентами в соответствии с приемами, методами, формами, новыми пособиями, используемыми в обучении.

При изучении одного и того же раздела программы могут возникнуть равноценные варианты комплексов, которые обусловлены различными факторами: арсеналом средств обучения, которыми располагает кабинет, уровнем его организации, личностными особенностями учителя и учащихся данного класса (отношением к предмету, состоянием активности их на уроке, общей подготовкой, имеющимся опытом учащихся и т.д.).

Подготовка любого комплекса средств обучения к вопросу, теме, разделу программы, отдельному курсу предполагает единый подход, однако его использование приобретает специфику в зависимости от того, кто «строит комплекс» – исследователь-методист или учитель и какую цель преследует каждый из них. Доминирующей функцией исследователя-методиста является проектно-конструкторская деятельность, в результате которой нередко создаются новые компоненты комплекса и формируется система. Главная функция преподавателя – отбор средств обучения из имеющейся целостной системы учебного оборудования и построение комплекса средств обучения (для урока, темы, раздела), адекватного целям, задачам, избранным методикам, формам обучения, своим личностным качествам.

Эту работу, очевидно, должен и может успешно выполнять преподаватель, который планирует урок (или систему уроков), режиссирует его и соответственно решает, какие из рекомендуемых для данной темы средства обучения и в какой последовательности он будет использовать на конкретном уроке.

Разумеется, и методист-исследователь также при формировании комплексов учебного оборудования обращается к уроку – основной форме организации занятий, учитывая при этом все разнообразие возможных его видов и предлагая преподавателям научнообоснованную методику комплексного использования.