Дидактические аспекты использования возможностей средств обучения в системе профессионально-технического образования
Использование ТСО будет эффективным и продуктивным, если содержательный материал, передаваемый с помощью ТСО, будет отвечать следующим дидактическим принципам:
Принцип доступности – обычно понимаемый смысл этого принципа заключается в том, что на каждом этапе обучения, воспитания, развития следует предлагать учащемуся такую информацию через ТСО, которую он сможет тут же понять.
Однако необходимо при этом не занижать возможности обучаемого, а наоборот создавать все условия для выполнения, усвоения материала на высоком уровне сложности, стимулирующем мыслительную активность и интерес учащегося, т.е. доступность это не легкость, а посильная трудность в обучении.
Принцип научности означает, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленных в науке положений, учебной информации, шедевров культуры и искусства.
Каждое явление должно рассматриваться с разных сторон, в единстве и развитии, т.е. процесс обучения должен воспитывать диалектический подход.
Принцип наглядности или «золотое правило дидактики». Классическая дидактика установила принцип наглядности исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения явлений, вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности.
Сознательность и творческая активность. Принцип заключается в задаче обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творчества учащихся.
Принцип систематичности, означающий, что в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Систематичность обучения предполагает усвоение учащимся учебного материала в его логической последовательности и взаимосвязи. Современная педагогика рассматривает этот принцип как от легкого к трудному, от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к целому; как логическую последовательность и связь между явлениями, предметами, изучаемыми на разных ступенях обучения.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Практика является основой познания, поэтому принцип связи обучения с жизнью и практикой является необходимым. Использование данного принципа должно нацеливать учащихся на применение усвоенных знаний, художественных впечатлений для решения практических творческих, жизненных задач, выработку собственных взглядов, собственного опыта.
Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся означает способность обучаемого при необходимости воспроизвести изученное через ТСО и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности. Прочность знаний может быть достигнута, если обучение основывается на учете психических закономерностей развития и работы памяти. Этот принцип требует, чтобы в обучении гармонично сочеталась работа произвольной и непроизвольной памяти. Непроизвольно запоминается то, что для человека интересно, важно, связано с положительными эмоциями.
При этом повторение не должно рассматриваться, как только копирование пройденного. Повторять – это, значит, воспроизводить изученное с позиции новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями.
Принцип положительного эмоционально фона обучения. Эмоции играют огромную роль в деятельности человека, в процессе обучения вообще. Поэтому преподавателю необходимо создавать и культивировать положительный эмоциональный фон обучения, убирать негативные моменты, страх, а это в свою очередь зависит от многих моментов – в том числе и от умелого использования ТСО, от культуры педагогического общения педагога, от его педагогического мастерства.
Принцип воспитывающего обучения означает, что обучение должно давать не только знания, развивать интеллектуально-эмоциональную сферу обучаемого, но и формировать в целом личность: воспитывая, мы, обучаем, а, обучая – воспитываем.
Принцип проблемности все чаще начинает появляться в дидактических системах. Причина тому – постепенный поворот к решению задачи общего развития человека. Данный принцип означает, что развитие индивидуальности учащегося зависит от характера его деятельности. Проблема является начальным моментом мыслительной деятельности. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять, когда возникает познавательное затруднение.
Проблемное обучение развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что педагог ставит проблемы, а потому, что учащийся сам их решает.
Принцип мотивации соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе: отношение учащихся к знаниям, учению, труду, другим ценностям.
Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у учащихся системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций – интеллектуально-эмоциональной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. ТСО могут выступать в роли мотива, возбуждающего интерес к предстоящему изучению темы, поскольку создают очень важное для всей последующей учебной деятельности эмоциональное состояние.
К числу новых принципов обучения, влияющих на все виды профессионального образования, следует отнести принцип компьютеризации обучения. Реализация этого принципа вызвала активное внедрение в учебный процесс средств новых информационных технологий обучения, предусматривает формирование компьютерной грамотности учащихся и использование компьютеров в профессиональной деятельности, совершенствование процесса обучения на основе компьютерных технологий для индивидуализации процесса обучения, обеспечения активной самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.
- Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
- Введение
- 1. Психолого-педагогические основы применения тсо в учебном процессе
- Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
- Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами
- Взаимодействие анализаторов
- Система критериев педагогической эффективности средств обучения
- Дидактические аспекты использования возможностей средств обучения в системе профессионально-технического образования
- Виды тсо, их классификация
- Перспективы развития тсо
- Роль и место тсо в организации учебного процесса и внеклассной работы
- Критерии оптимизации комплекса средств обучения
- Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
- Перспективы развития технических средств обучения
- Педагогические технологии
- Структура методов интерактивного обучения
- 2. Наглядность в обучении. Методика изготовления средств наглядности
- Основные формы наглядности
- Особенности применения средств наглядности преподавателем
- Дидактические требования к средствам наглядности
- Методика конструирования и изготовления средств наглядности с помощью персонального компьютера
- 3. Современные средства, записи, хранения и воспроизведения информации
- Цифровое и аналоговое представление звуковых сигналов
- История цифрового телевидения
- Устройство для записи и чтения цифровой информации
- Документ-камеры
- Видеопроекторы
- Оптимальное размещение проектора и экрана
- Электронные интерактивные доски
- Методика внедрения интерактивных досок в образовательный процесс
- Плазменные панели
- Использование информационных технологий и электронных учебных материалов в учебном процессе
- Систематизация электронных изданий
- Инструментальные программы в обучении. Методика проведения тестового контроля
- Информационно-методическое обеспечение Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-источники
- Содержание