Систематизация электронных изданий
Для целей образовательного процесса зачастую используют такую классификацию электронных изданий.
Репетиторы и тренажеры. Рассчитаны на подготовленного учащегося, знакомого с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы. Это комплексы, содержащие:
краткий учебный материал справочного типа;
проверочный материал (задачи, тесты) с ответами.
Учебники. Рассчитаны на учащегося, желающего осуществить знакомство с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы или повысить свой первоначальный уровень. Это комплексы, содержащие учебный материал, выстроенный в методически целенаправленной последовательности.
Обучающие программы. Интерактивные учебники, не только содержащие учебный материал, но и:
реагирующие на действия пользователя;
позволяющие ему проверить качество усвоения материала;
«подсказывающие» в случае необходимости правильный алгоритм исправления допущенных ошибок и т.д.
Справочники и энциклопедии. Во всех случаях эти издания имеют более или менее развитый аппарат гиперссылок, позволяющий быстро наводить контекстные справки или переходить к нужному разделу комплекса.
Использование термина электронный учебно-методический комплекс используется также постольку, поскольку зачастую такие компакт-диски представляют собой не один файл, не одну программу, а их множество. Действительно, под компьютерной программой обычно имеют в виду некое средство, позволяющее совершать какие-то действия (например, текстовый редактор или компьютерная игра). Но учебные издания могут состоять, например, только из гипертекстовых документов, которые обрабатывает программа-браузер, установленный на компьютере, и изобразительного материала. Такие издания программой уже не назовешь.
К особым видам электронных изданий относятся учебные комплексы, включающие в себя:
библиотеки наглядных пособий (фотографий, рисунков, анимаций, аудио- и видеофайлов);
виртуальные тренажеры (виртуальные лаборатории).
Библиотеки наглядных пособий полезны преподавателю при подготовке к уроку: он может заимствовать те или иные пособия для создания собственных методических материалов.
Тренажеры (лаборатории) позволяют ему более наглядно представить какое-то явление «в живую» с изменением параметров этого явления.
Особое место в практике учителя занимают электронные документы, предназначенные не для просмотра на экране компьютера, а для последующей печати и использования в качестве раздаточных материалов (памяток, методичек, тестовых и контрольных материалов и т.д.).
- Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
- Введение
- 1. Психолого-педагогические основы применения тсо в учебном процессе
- Психофизиологическая характеристика процесса приема информации
- Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами
- Взаимодействие анализаторов
- Система критериев педагогической эффективности средств обучения
- Дидактические аспекты использования возможностей средств обучения в системе профессионально-технического образования
- Виды тсо, их классификация
- Перспективы развития тсо
- Роль и место тсо в организации учебного процесса и внеклассной работы
- Критерии оптимизации комплекса средств обучения
- Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения
- Перспективы развития технических средств обучения
- Педагогические технологии
- Структура методов интерактивного обучения
- 2. Наглядность в обучении. Методика изготовления средств наглядности
- Основные формы наглядности
- Особенности применения средств наглядности преподавателем
- Дидактические требования к средствам наглядности
- Методика конструирования и изготовления средств наглядности с помощью персонального компьютера
- 3. Современные средства, записи, хранения и воспроизведения информации
- Цифровое и аналоговое представление звуковых сигналов
- История цифрового телевидения
- Устройство для записи и чтения цифровой информации
- Документ-камеры
- Видеопроекторы
- Оптимальное размещение проектора и экрана
- Электронные интерактивные доски
- Методика внедрения интерактивных досок в образовательный процесс
- Плазменные панели
- Использование информационных технологий и электронных учебных материалов в учебном процессе
- Систематизация электронных изданий
- Инструментальные программы в обучении. Методика проведения тестового контроля
- Информационно-методическое обеспечение Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-источники
- Содержание