Дидактика к.Д. Ушинского
В отечественной дидактике особая роль отводится творчеству К.Д. Ушинского (1824-1870), фундаментом которого является педагогическая антропология. Именно в ней ученый подчеркивал возможность проникновения в человеческую природу и управление ею в интересах самого человека и общества. Положение о целостности человека, неделимости духовной и телесной его природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим позволил приблизиться к пониманию сущностных проявлений человека.
К.Д. Ушинский разработал основы самобытной национальной школы, сформулировал кардинальную идею народности в педагогике. Им были обоснованы дидактические принципы, позволившие точно выстроить образовательный процесс. Причем обучение предполагало взаимное дополнение двух процессов: овладение системой знаний и психологическое развитие личности. Необходимым в школе было соединение умственного и физического труда.
К.Д. Ушинский подготовил для школы учебники «Детский мир», «Родное слово», особое внимание уделял начальному образованию. Среди методов обучения К.Д. Ушинский выделял игру.
Произведения К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы» и др.
Актуальность изучения традиционных концепций обучения обусловлена огромной важностью знания и понимания классической дидактики, современных устоявшихся дидактических концепций, а также новых тенденций в процессах обучения. Знания о дидактических концепциях позволяют в полном объеме представить методики, теорию, и процесс обучения, которые применялись ранее и с успехом применяются сейчас, в современном обучении. Знания о современных процессах обучения и новых тенденциях позволят будущему специалисту иметь представление о текущем состоянии дидактики, что в свою очередь позволит ему ориентироваться в современном образовательном процессе.
- Теоретические основы организации образовательной деятельности
- 5. Содержание и структура дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- 5.2 Структура дисциплины Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре
- Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре
- 5.2 Структура дисциплины Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре (заочное обучение)
- Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре (заочное обучение)
- Семинар 1. Традиционная дидактическая теория
- Блок самостоятельной работы
- Исторический обзор развития дидактики
- Понятие «педагогическая система»
- Традиционная дидактическая система
- Педоцентристская дидактическая система
- Становление современной дидактической системы Характеристика современной школы
- Демократизация и гуманизация школы
- Стиль деятельности учителя
- Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы
- Лекция. Традиционная дидактическая теория
- Список литературы
- Традиционная дидактическая теория в образовании
- Дидактическая система я.А. Коменского
- Теория свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Дидактическая концепция немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта
- Дидактика к.Д. Ушинского
- Личностно-ориентированное образование в теории и практике педагогики План лекции
- Список литературы
- Проблемное и эвристическое обучение
- Эвристическое обучение
- Использование технологии эвристического обучения в современной школе
- Тематика рефератов
- Вопросы к зачету (экзамену)
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Вопросы и задания к экзамену профессиональные компетенции (пк):
- Список рекомендованной литературы по курсу «Теоретические основы организации образовательной деятельности» Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Интернет-ресурсы