5.1. Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | 2 | 3 |
Модуль 1. Теоретические основы организации образовательной деятельности (теория обучения) | ||
1 | Теоретические основы организации образовательной деятельности | Образовательная деятельность и активность личности в образовании. Понятие «образовательная деятельность». Основные признаки, функции, цель, содержание и структура педагогической деятельности. Образовательная деятельность как деятельность по реализации образовательных программ. Теория как система научных знаний, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления или целостное представление о закономерностях в определенной области действительности. Системное описание, объяснение и предсказание того, как будет развиваться объект теории. Понятийный аппарат. Принципы и правила теории. Дидактическая теория. Функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов. Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк, Я.А. Коменский, И.П. Павлов, Б.И. Котляр). Воспитательная теория (К.Д. Ушинский). |
2 | Традиционная дидактическая теория Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский | Традиционное обучение - это классно-урочная организация обучения. Отличительные признаки. Цели обучения. Концептуальная основа - принципы обучения Я. Коменского. Позиция ученика и учителя. Оценивание деятельности учащихся. Положительные и отрицательные стороны традиционного обучения. |
3 | Личностно- ориентированное обучение. Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Ильин, Т.Б. Котова, В.В. Рубцов, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская | Личностно-ориентированное обучение как процесс центрации на личности обучаемого, его самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности, методологическом признании в качестве системообразующего фактора личности обучаемого: его потребностей, мотивов, целей, способностей и других индивидуально-психологических особенностей. Приоритетная задача - организация законосообразной (природосообразной, культуросообразной) деятельности. Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс). |
4 | Развивающее обучение Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов | Развивающее обучение как система организации педагогического процесса, при которой учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими способами и средствами целенаправленно формирует у учащихся интеллектуальные способности и познавательные потребности в процессе изучения основ наук. Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития. Принципы обучения: на высоком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний, изучение материала быстрым темпом, осознание учащимися процесса учения, развитие как сильных, так и слабых учеников. Обучение решению задач: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; преобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде"; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи (В.В. Давыдов). Вовлечение ученика в конструирование собственной учебной деятельности. |
5 | Проблемное и эвристическое обучение. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, Т.И. Шамова. В.И. Андреев, Ю.К. Кулюткин, Л.Н. Ланда, А.В. Хуторской | Организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает не только отработку зунов, но и развитие мышления, формирование самостоятельности и творческих способностей. Проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача, исследовательское задание. Структура проблемного обучения. Отличительные признаки эвристического обучения: наличие эвристических вопросов, эвристических предписаний, разработка индивидуальных образовательных траекторий, развитие способностей, критического мышления. |
6 | Модульное обучение. П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов | Модуль - цели (целевой план действий), банк информации, методическое руководство по достижению целей, выходной контроль. Принципы модульного обучения. Вводный контроль, текущий и промежуточный контроль. Резюме. Учитель – «дидактический диспетчер" (мотивирование работы, обеспечение ее проведения в нужном направлении, отслеживание результатов учебного продвижения учащихся, консультирование). |
7 | Адаптивная система обучения (АСО). А.С. Границкая | Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; использование механизмов саморегуляции, самоконтроля и взаимоконтроля при сплошной контролируемости результатов. Характер взаимодействия учителя с учениками. Многоуровневые задания, адаптированные к индивидуальным особенностям учащихся. Работа в парах: статической, динамической, вариационной. Комплексный блок контроля. |
8 | Дифференцированное обучение. И. Унт, И.М. Осмоловская, В.В. Фирсов | Дифференциация внутренняя и внешняя. Дифференциация уровневая, гибкая (элективная), жесткая (селективная). Дифференциация по способностям, по неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация по национальному признаку, религиозной принадлежности, по социальному и имущественному положению родителей. Формы дифференцированного обучения (факультативы, классы с углубленным изучением предметов, классы гибкого состава и др.). |
9 | Проектное обучение. Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, М.В. Кларин, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, В.Г. Разумовский | Проект – система учебно-воспитательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Цели: получение и осознание социально значимой деятельности; разрешение конкретной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых. Задачи проекта: сформулировать трудность; выявить проблему; определить точки самостоятельности и точки сотрудничества; разработать и осуществить план действий; оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта; отрефлексировать полученный опыт. Педагогические условия реализации проектной деятельности. Типология учебных проектов. Этапы работы над учебным проектом. Ограничения в использовании проектного обучения. |
10 | Профильное обучение. Т.П. Афанасьева, О.Б. Даутова, Н.В. Немова, А.П. Тряпицына | Сущность профильного обучения. Цель профильного обучения - обеспечение учащимся общедоступности для получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием. Задачи профильного обучения. Профили: физико-математический, естественнонаучный, социально- экономический, гуманитарный, филологический, информационно- технологический, агротехнологический, оборонно-технический, художественный, универсальный. Модели общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени. Разнообразные комбинации учебных предметов. Типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Основные формы организации профильного обучения в городских и сельских школах: профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих несколько определенных профилей обучения; группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных учреждениях; профильное обучение по индивидуальным программам в малокомплектных школах. Модели организации профильного обучения: внутришкольная, сетевая и создание школ-комплексов. |
11 | Обучение на основе компетенций. Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской | Компетенции как общие способности, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности, основаны на знаниях, ценностях, склонностях и позволяют человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. Общеобразовательные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно- познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования (А.В. Хуторской). |
12 | Педагогика и психология творчества. Е.П. Ильин, Н.Д. Никандров, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарев | Специфика творческого процесса. Понятие творчества и его проявления. Общие механизмы творчества. Специфика творчества человека. Побудительные силы творчества. Креативность как личностная способность к творчеству. Общие направления развития творческой личности. Творческая индивидуальность педагога. Педагогическое творчество и импровизация. |
13 | Инновационное обучение. А.И. Пригожин, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, А.В. Хуторской, И.И. Цыркун, Н.Р. Юсуфбекова | Инновационный образовательный процесс. Рассмотрение инновационного процесса в социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом аспектах. Структура инновационного процесса. Создание новшеств. Распространение новшеств. Освоение новшеств. Образовательная деятельность. Инновация в педагогической системе как введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. |
14 | Обучение в игре Ю.П.Азаров, Н.П. Аникеева, А.В. Брушлинский, П.И. Пидкасистый, Н.В. Самоукина С.А. Шмаков, В.В. Петрусинский, Д.Б. Эльконин | Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский). Игровая деятельность в разных возрастных периодах. Функции игры. Деловые игры. Этапы деловой игры. Имитационные игры. Операционные игры. Исполнение ролей. Дидактические условия игры. Подведение итогов игры. |
15 | Обучение в диалоге. М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.В. Кларин | Диалог - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно- смыслового общения. Типы диалога. Дискуссия как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины) (М.В. Кларин). Признаки дискуссии. Формы дискуссии: «круглый стол», заседание экспертной группы, симпозиум, дебаты, судебное заседание. Приемы проведения полноценной дискуссии. |
Модуль 2. Теоретические основы организации образовательной деятельности (теория воспитания) | ||
16 | Теоретические основы организации образовательной деятельности в воспитании | Теории воспитания: традиционные и инновационные. Системный, личностный, деятельностный подходы. Гуманистический, аксиологический, синергетический, антропологический, герменевтический метапринципы. Приоритетные стратегии воспитания. |
17 | Концепция воспитательной системы школы (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова) | Характеристика компонентов воспитательной системы школы: целевого, субъект-субъектного, организационно- деятельностного, средового, управленческого. Организация деятельности воспитательной системы. Критерии воспитанности личности. |
18 | Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской. | Воспитание человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность. Диалог культур и наполнение образования смыслами. Сущность и структура культурных потребностей различных групп населения. Способы изучения и повышения культурно- образовательного уровня различных групп населения |
19 | Концепция «Воспитание на основе потребностей человека» (С.П. Созонов) | Организация педагогического процесса вокруг потребностей в защищенности, безопасности; быть здоровым, в уважении, признании, необходимом социальном статусе; в смысле жизни; в творческой деятельности; в самореализации; в удовольствии, наслаждении. |
20 | Воспитательная концепция Н.Е. Щурковой | Создание в воспитательной системе образа жизни, достойного Человека. Основа - общечеловеческие ценности. Философическое, диалогическое, этическое воспитание. |
21 | Концепция педагогической поддержки (О.С. Газман, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин) | Педагогическая поддержка как процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов. |
22 | Теория развития толерантности личности. А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Г.У. Солдатова | Особенности толерантности (устойчивость, терпение, допустимые отклонения). Межвозрастные, межполовые, межэтнические, межклассовые, межпартийные, межконфессиональные, межментальные отношения. Отношение личности к себе и окружающему миру, осуществление поиска оригинальных решений в процессе построения модели толерантной личности и реализации программы этико-толерантного воспитания с использованием соответствующих технологий. Толерантность как устойчивость организма к воздействиям внешней среды. сохранение индивидуальности и развитие форм самовыражения человека. Принятие и правильное понимание мыслей и действий другого человека, групп, культур. Критерии: человекосохранение, человекоразвитие, приоритет духовности и общечеловеческих ценностей, признание основных свобод человека. Интолерантность. |
23 | Активная школа. Стивен Шехтер, Джордж Полас. Е. Беляков. | Активная школа - образовательное сообщество, в котором его члены имеют позитивное отношение к школе и активно вовлечены в ее деятельность. Позитивная образовательная среда. Позитивный профессиональный климат. Школа в сообществе. Безопасность в школе. Управление школьной системой. Оценка деятельности школы. |
24 | Теория коллективного воспитания А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, А.Н. Лутошкин | Понятие коллектива. Основные признаки и структура коллектива. Коллектив как фактор воспитания, стимулирующий развитие, создающий благоприятную педагогическую среду, включающий ребенка в активный процесс самосовершенствования. Взаимодействие процессов развития личности и коллектива. Эмоциональное богатство коллективной жизни, значение коллективных традиций для присвоения обобщенного положительного опыта. Учебно-воспитательные коллективы. Формальная и неформальная структура. Самоуправление в коллективе. Пути формирования коллектива (педагогические требования, система перспективных линий, педагогика параллельного действия, работа с активом, традиции и др.). Динамика развития ученического коллектива. Педагогическое руководство коллективом учащихся, изменение позиции учителя-воспитателя на различных этапах развития коллектива. |
25 | Теория школьного самоуправления | Самоуправление как демократический способ организации коллективной жизни. Принципы построения и развития школьного самоуправления. Функции самоуправления. Структура школьного самоуправления. |
- Теоретические основы организации образовательной деятельности
- 5. Содержание и структура дисциплины
- 5.1. Содержание разделов дисциплины
- 5.2 Структура дисциплины Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре
- Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре
- 5.2 Структура дисциплины Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре (заочное обучение)
- Разделы дисциплины, изучаемые во 2 семестре (заочное обучение)
- Семинар 1. Традиционная дидактическая теория
- Блок самостоятельной работы
- Исторический обзор развития дидактики
- Понятие «педагогическая система»
- Традиционная дидактическая система
- Педоцентристская дидактическая система
- Становление современной дидактической системы Характеристика современной школы
- Демократизация и гуманизация школы
- Стиль деятельности учителя
- Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы
- Лекция. Традиционная дидактическая теория
- Список литературы
- Традиционная дидактическая теория в образовании
- Дидактическая система я.А. Коменского
- Теория свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Дидактическая концепция немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта
- Дидактика к.Д. Ушинского
- Личностно-ориентированное образование в теории и практике педагогики План лекции
- Список литературы
- Проблемное и эвристическое обучение
- Эвристическое обучение
- Использование технологии эвристического обучения в современной школе
- Тематика рефератов
- Вопросы к зачету (экзамену)
- Вопросы к экзамену (зачету)
- Вопросы и задания к экзамену профессиональные компетенции (пк):
- Список рекомендованной литературы по курсу «Теоретические основы организации образовательной деятельности» Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания
- Интернет-ресурсы