Вопрос 31. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели. В педагогике давно получило признание понятие "дидактическая система". Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты: цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.
- Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.
- Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы.
- Третий этап: система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут.
- Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы.
Качественные показатели эффективности функционирования воспитательной системы
Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
Отношение к внутришкольным конфликтам.
Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
Событийный характер деятельности.
Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).
В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Предлагаем один из вариантов такого анализа.
- Вопрос 1. Педагогика. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Методы научно-педагогического исследования.
- Вопрос 4. Биологическое и социальное в развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- Вопрос 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- Вопрос 6. Духовно-нравственная культура личности. Ее формирование. Овладение общечеловеческими ценностями
- Вопрос 7. Трудовое воспитание учащихся. Его задачи. Виды труда. Культура труда.
- Вопрос 8. Эстетическая культура личности. Ее содержание, методы и формы ее развития
- Вопрос 9. Физ.Культура личности. Проблемы ее формирования в современной школе и семье
- Вопрос 10. Оценочно-вспомогательные методы воспитания.
- Вопрос 11. Коллектив как объект и субъект воспитания
- Вопрос 12. Система работы классного руководителя (воспитателя): его функции, направления деятельности. Специфика его работы в образовательных учреждениях различных видов.
- Вопрос 13. Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье
- Вопрос 14. Диагностика воспитанности школьников. Характеристика методов изучения уровня воспитанности
- Вопрос 15. Коллективная творческая деятельность. Ее специфика. Технология коллективного творческого дела
- Вопрос 16. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- Вопрос 17. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф «Об образовании»
- Вопрос 18. Педагогическая система а.С.Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе.
- Вопрос 19. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы
- Вопрос 20. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.
- Вопрос 21. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А.Сухомлинского
- Вопрос 22. Многообразие образовательных учреждений, их специфика.
- Вопрос 23. Школьный класс как малая социальная группа: хар-ка, стр-ра, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения
- Вопрос 24. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики – новаторов
- Вопрос 25. Диагностика результатов обучения школьников. Традиционная и нетрадиционная оценка работы школьников в процессе обучения
- Вопрос 26. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- Вопрос 27. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- Вопрос 28. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- Вопрос 29. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике
- Вопрос 30. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы инд-ции и дифф-ции
- Вопрос 31. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- Вопрос 32. Системы развивающего обучения
- Вопрос 33. Технологии обучения. Их вариативность и применение в процессе обучения информатике
- Вопрос 34. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- Вопрос 35. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- Вопрос 36. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы со старшеклассниками
- Вопрос 37. Педагогическое общение и его структура. Стили педагогического общения. Проблемы пед.Общения. Культура общения.
- Вопрос 38. Сознание, характеристики сознания. Методы словесно-деятельностной направленности в воспитании
- Вопрос 39. Деятельность. Структура деятельности. Методы деятельностно-практической направленности в воспитании
- Вопрос 40. Психология характера: структура и особенности его формирования в детском возрасте
- Вопрос 41. Внимание. Его виды и свойства. Условия его развития у учащихся в процессе преподавания информатики
- Вопрос 42. Память школьника, характеристика мнемических процессов. Психолого-педагогические условия развития памяти
- Вопрос 44. Деятельность образовательного учреждения по профориентации учащихся. Психологическиеп основы выбора профессии
- Вопрос 45. Информатика как учебный предмет в системе дисциплин средней школы: цели изучения курса, его общеобразовательное и общекультурное значение
- Вопрос 46. Методика преподавания информатики. Ее предмет, цели, задачи
- Вопрос 47. Методические системы обучения информатике: стр-ра, история становления и развития. Общаяхар-ка структурных компонентов
- Вопрос 48. Сравнит.Анализ традиционных методик систем обучения инф-ке и соответствующих учебников (Ершов-Кушниренко, Житомирский-Гейн, Каймин)
- Вопрос 49. Содержание школьного курса информатики: история, современное состояние, перспективы
- Вопрос 50. Хар-ка новых учебников информатики с позиции эволюции целей и содержания школьного курса
- Вопрос 51. Методы научного познания в обучении инф-ке
- Вопрос 52. Реализация принципов дидактики на уроках инф-ки
- Вопрос 53. Применение компьютера в обучении информатике: основные методы
- Вопрос 54. Средства обучения информатике: школьный кабинет информатики, программная поддержка школьного курса информатики, психолого-эргономические требования к пед.Ппс
- Вопрос 55. Организация обучения информатике: урок как основная форма проведения занятий. Особенности проведения уроков информатики
- Вопрос 56. Организация контроля в обучении информатике
- Вопрос 57. Организация самостоятельной работы в обучении информатике. Метод проектов на уроках информатики
- Вопрос 58. Понятия. Методика их изучения в средней школе
- Вопрос 59. Алгоритмизация в курсе информатики: место, роль, подходы к изучению
- Вопрос 60. Методика изучения понятий алгоритма и его свойств. Запись алгоритмов, язык программирования как средство формирований записи алгоритмов
- Вопрос 61. Методика изучения структур данных (простые величины, массивы, строки)
- Вопрос 62. Методика изучения базовых алгоритмических конструкций
- Вопрос 63. Методика изучения вспомогательнвх алгоритмов
- Вопрос 64. Методический анализ раздела «Устройство и общие принципы работы компьютера»
- Вопрос 65. Информационные технологии общего назначения в обучении информатике: роль, место, подходы к изучению
- Вопрос 66. Методический анализ раздела «Информационные технологии общего назначения. Прикладное программиное обеспечение»