logo
Прайс лист на оказание банных услуг МУП РЭП Сло

Вопрос 19. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы

Одним из двух главных процессов, составляющих целост­ный педагогический процесс, является процесс обучения (учеб­ный процесс).

В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение.

В современном понимании для обучения характерны следу­ющие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная дея­тельность учителей и учащихся;

3) руководство со стороны учителя;

4) специальная планомерная организация и управле­ние;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерно­стям возрастного развития учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся. Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, также цель, содержание, организация, виды, формы, методы средства, результаты (продукты) обучения.

дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, мето­дах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспече­ние информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возни­кают новые формы поведения и деятельности, изменяются ра­нее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с уча­щимися, направленное на достижение поставленной цели.

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как про­цесс активного целенаправленного взаимодействия между обу­чающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную: - - Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на форми­рование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познаватель­ной деятельности.

- Развивающая функция обучении обозначает то, что в процессе обу­чения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышле­ния, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоцио­нально-волевой и потребностно-мотивационной области, а также формирование опыта творческой деятельности.

- Воспита­тельная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эсте­тические представления, система взглядов на мир, спо­собность следовать нормам поведения в обществе, ис­полнять принятые в нем законы.

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:

- восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;

- осмысливание учебного материала, образование понятий;

- закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

-применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

С помощью этих операций формируются понятия (например, о философии и теории сестринского дела, о сестринском процессе, его целях и путях реализации, о дезинфекции и стерилизации и т.д.). При осмыслении этих понятий привлекаются знания смежных дисциплин: анатомии, психологии и др.