logo
Шитова Е

Ясли: плюсы и минусы

Часто можно увидеть следующую картину - в первые дни посещения яслей ребенок возбужден, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую, непривычную среду: здесь много незнакомых и не интересующих его (пока!) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые - тоже незнакомые и далеко не всегда ласковые. А самый близкий человек - мама куда-то пропала.

Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма, они начинают то и дело болеть. От­части, конечно, причина и в том, что новички «подхватывают» инфекцию от сверстников, за которыми нет должного ухода до­ма и которых нередко отправляют в ясли, даже когда они боль­ны. Но все же инфекция не главная, а второстепенная причина. Болеют как раз те дети, которые не могут адаптироваться и ис­пытывают сильный стресс при определении их в ясли.

Легче привыкают к яслям дети, которым дома недоставало тепла, любви, ласки и заботы. У них заметно снижена способ­ность к состраданию и устойчивой привязанности, невысок уро­вень умственного развития. Часто они подвижны сверх меры, у них слабо выражен или отсутствует инстинкт самосохранения и нет даже обычных для этого возраста страхов. Такие дети, не­сомненно, доставляют воспитателям немало хлопот: уж очень непоседливы и возбудимы. Достается от них и эмоционально чувствительным и впечатлительным детям, не способным по­стоять за себя.

Период, когда ребенку исполняется год, является самым не­благоприятным для помещения в ясли. У годовалого малыша в этом случае проявляется сильная эмоциональная реакция бес­покойства из-за разлуки с матерью и боязнь новых, незнакомых для него людей. Резкое изменение привычного образа жизни часто перенапрягает нервную систему детей. Даже и в полтора года помещение в ясли сопряжено со многими подобными про­блемами.

Как ни странно, лучше к яслям может адаптироваться ма­лыш первых месяцев жизни: у него еще нет привязанности к матери, и он легче может привыкнуть к обслуживающему персо­налу в яслях. А уже с семи месяцев ребенок заметно привязан к матери, испытывает явное беспокойство при ее уходе, дохо­дящее до чувства тоски, когда ее долго нет. Эта привязанность (а вдобавок и зависимость) достигает своего пика как раз к году. Именно в это время малышу требуется поддержка взрослых при освоении столь важных умений, как ходьба, еда, приучение к туалету. В общем, это очень ответственный и в то же время очень ранимый возраст. И нереально ожидать от ребенка, что он сможет вот так сразу переключиться на жизнь вне дома, забыть свою маму, быть веселым и жизнерадостным, любящим чужих для него взрослых.

К семи месяцам заметно, как ребенок привязан к матери. А с восьми месяцев у детей начинает прослеживаться эмоцио­нально-отрицательная реакция на появление незнакомых, чужих взрослых. Когда при поступлении в ясли облик матери, вопло­щающий для ребенка ощущение безопасности и комфорта, не­ожиданно подменяется незнакомыми, непохожими лицами, это вызывает, особенно у впечатлительных детей, рефлекторное чувство страха. Страх перед образом «не-матери» отнюдь не ис­чезает, если взрослые, пытаясь привлечь внимание ребенка, го­ворят с ним фальшиво-ласковым, наигранным голосом. Малыш тонко чувствует эту фальшь и вместо ответной улыбки может расплакаться.

Обычно боязнь посторонних сохраняется недолго. Уже в год и три месяца, максимум к полутора годам, она заметно умень­шается. До двух с половиной лет сохраняется лишь некоторая робость, застенчивость, смущаемость при встрече с незнакомы­ми людьми. Но если такие реакции остаются преобладающими, если ребенок при общении со взрослыми постоянно недоверчив, насторожен, то в детском поведении отражаются тревожно- мнительные черты характера родителей, а возможно, и неблаго­получие семейных отношений.

Что же происходит дальше в яслях? Через неделю-две ребе­нок начинает привыкать к окружающим его взрослым, но вот привыкнуть к сверстникам не может довольно долго, поскольку еще не сложилась потребность общения с ними.

Другая причина трудностей приспособления к яслям - ломка привычного для малыша образа жизни. Уже в первые месяцы, особенно в начале второго года жизни, у детей складываются определенные привычки: время сна и бодрствования, порядок еды, место за столом, расположение кроватки, любимые игруш­ки, общение с домашними. Внезапная смена сложившегося об­раза жизни, необходимость следовать новому режиму, может быть, и правильному, рационально продуманному, но совсем не приспособленному именно к этому ребенку, порождают со­стояние растерянности и беспокойства. В этот период родители должны помочь своему ребенку, окружив его особым внимани­ем и заботой.

Когда же здоровые дети готовы посещать ясли и могут пой­ти туда без особых осложнений? По мнению педагогов и психо­логов, - в двухлетнем возрасте. Тогда у них уже нет страха пе­ред незнакомыми взрослыми, а привязанность к матери не со­провождается обостренной зависимостью от нее. Положитель­ным будет и нередко лучшая, чем дома, социализация ребенка -приучение его к навыкам самообслуживания и дисциплине.

«Готовность» к яслям в два года все же не у всех детей оди­накова. Существуют половые различия: мальчики привязаны к матери более заметно, чем девочки, и сильнее реагируют на разлуку. Поэтому рекомендовать как более благоприятный для адаптации возраст два года приходится преимущественно для девочек. У мальчиков такой возраст часто составляет два с половиной года.

Трудным, а то и невозможным будет посещение яслей сома­тически и физически ослабленными детьми. Они либо сразу за­болевают, либо чахнут: худеют даже при отсутствии внешних признаков заболевания, постоянно температурят. В ответ на стресс при определении в ясли мальчики болеют в два раза чаще девочек, зато последние настолько же чаще испытывают страхи. Значительно осложняют ситуацию прививки, сделанные незадолго до посещения яслей, поскольку они в той или иной мере ослабляют защитные силы организма. Так что для часто болеющих детей ясли вообще противопоказаны.

Особого разговора заслуживают нервно ослабленные дети. Проявления нервности разнообразны - от незначительно выра­женных признаков так называемой минимальной мозговой не­достаточности и невропатии до неврозов и органической мозго­вой недостаточности. При всех этих видах нервности детей не стоит отдавать в ясли. При невропатии и неврозах они не ус­певают адаптироваться к яслям и заболевают, а частые болезни только усиливают их нервность, закрепляют ее на многие годы из-за ослабления защитных сил организма. К тому же в даль­нейшем такие дети труднее адаптируются в детском саду и даже в школе.

Психологические факторы, препятствующие посещению яс­лей детьми до 2-2,5 лет:

Медицинские факторы, препятствующие посещению дет­ского учреждения детьми до 3 лет:

Какой же видится выход из сегодняшней ситуации с яслями? Если полностью отказаться от них нельзя, следует реально ви­деть как их плюсы (особенно при недостатках семейного воспи­тания), так и минусы (весьма очевидные в ином случае).

БОЛЕЗНЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ

Если ребенок сверх меры привязан к матери, прежде всего -не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить - он все равно не поймет. Ре­бенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты.

Не следует думать, что ваш ребенок «не нормальный» только потому, что все спокойно реагируют на отсутствие и уход мате­ри. Не ставьте ему в пример таких детей - это может спровоци­ровать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя. Никогда не действуйте насильственными методами. Каждый уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние. «Внезапный уход» - также достаточно спорный метод. Ко­гда мама уходит незаметно, это пугает ребенка еще больше, те­перь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и не­объяснимости.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью, - это чувство спокойствия и ощущение за­щищенности.

В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезнен­ной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе - все это укре­пляет нервную систему, расширяет кругозор.

Не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса.

Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчер­кивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении за­висимости.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит дей­ствовать резко. Намного лучше и продуктивнее будет действо­вать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ре­бенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например в кухне.

После этого можно попробовать приучить ребенка к кратко­временному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимание, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки бес­покойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки рас­стройства допустимы, но сильный плач и истерика исключают­ся - в этом случае вам придется немного подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), вый­дете из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше 5 минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похва­лите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно за­фиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали.

На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 7-10 дней, когда ребе­нок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.

Когда время вашего отсутствия увеличится до 15-20 минут, вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в ва­шем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мыс­ли о том, что в происходящем нет ничего особенного.

Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время от­сутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Ребенок должен понять со временем, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

Только совместными усилиями всех членов семьи, по­множенными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.