logo
Шитова Е

Гиперактивный ребенок

Причины неусидчивости ребенка:

-интоксикация и побочные действия некоторых лекарст­венных препаратов,

Причиной неусидчивости могут также являться расстрой­ства, которые называются гиперактивностью вследствие дефи­цита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания при­близительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у де­вочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстрой­ства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нару­шении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими от­делами мозга эта область отвечает за контроль движений и вни­мания.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явле­ния повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к врачу. Если будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые по­могут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занима­ются в школе, многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в поведении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнару­жите побочное действие лекарственного препарата или отсутст­вие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

При воспитании гиперактивного ребенка:

^ Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с зада­чей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарай­тесь избегать таких выражений: «Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!» Вместо этого попробуй­те сказать: «Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в сле­дующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее». Да же если вы уверены на 200 %, что это достижение является пло­дом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справил­ся с задачей.

> Занимайтесь с ним специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о време­ни и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направ­лении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыха­ние или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребен­ку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно сформировать у ребёнка умение действовать не спеша и концентрировать внимание.

Что делать в сложной ситуации?

1. Научиться не придавать «поступку» чрезмерного значе­ния, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойстви­ем, когда взрослый всем своим видом даёт понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не озна­чает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необ­ходимы жесткие требования (в пределах возможностей ребён­ка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и добро­желательность. Ребёнок должен осознать, что требование не при­хоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не нака­зание за поступок или просто ваше невнимание к просьбе.

  1. Никогда не наказывать, если проступок совершён впер­ вые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ре­бенка. Тактика «ты плохо себя ведёшь - ты плохой» прочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, соз­дает ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»

  1. Обязательно объяснить, в чем проступок и почему так се­бя вести нельзя. Однако если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлепнуть, вряд ли можно объяснить ребён­ку, что кричать и драться не хорошо.

  2. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нём (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люб­лю», «ты злая».

  3. Не следует ставить в пример непослушному ребёнку хо­роших братьев и сестёр, сверстников, укоряя «есть же нормаль­ные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, ко­торые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для детей.

Жестокое обращение как вариант отрицательного реагиро­вания или негативного подстегивания менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.

Рекомендации для родителей гиперактивного ребёнка

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

Изменение микроклимата в семье:

• Не допускайте ссор в присутствии ребёнка. Организация режима дня и места для занятий:

Специальная поведенческая программа:

Как помочь гиперактивному ребёнку?

^ В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитив­ную установку. С ребёнком необходимо общаться мягко, спо­койно. При выполнении домашнего задания желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона тоже не должно быть, так как ребёнок чувствителен и восприимчив к вам, эмоции его захлест­нут и станут помехой для дальнейших действий.

^ Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).

^ Следует избегать большого количества кружков, секций, так как завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости и капризам.

^Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательно «обратная связь» от взрослого, иначе при вседоз­воленности ребёнок начинает манипулировать взрослыми.

^ Так как ребёнку делают часто замечания и в школе, и дома (страдает самооценка), поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала неис­кренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять вам. Хвалить за удачное выполнение задания, за усид­чивость или аккуратность лучше не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребёнка.

^ Инструкции и указания следует давать в короткой и не­многословной форме, они должны содержать не более 10 слов, так как в противном случае ребёнок просто «выключится» и не услышит вас.

^ Большие задания лучше давать частями (вторую часть предлагать только после того, как он выполнит первую). Не нуж­но давать и несколько заданий сразу. Выполнение коротких за­даний следует проконтролировать.

^ Запретов не должно быть слишком много, их необходимо заранее оговорить с ребёнком и сформулировать в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что последует, какие санкции будут введены за нарушение того или иного за­прета. При выполнении санкций надо выдерживать последова­тельность, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмо­циональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.

^ Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребёнок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку, лучше говорить спокойно и сдержан­но. Вместо категоричного «нет» дайте возможность выбора дру­гого занятия.

^ За несколько минут до начала новой деятельности преду­предите ребёнка об этом. Можно завести будильник или таймер для напоминания о прекращении происходящей деятельности. Если ребёнок выполняет условия, то заслуживает вознагражде­ния. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.

^ Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно при­водит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

^ С целью предупреждения перевозбуждения ребёнка сле­дует ограничить его пребывание в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

^ Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, приготовления уроков, прогулки, сна.

^ Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, так как это способствует эмоциональному возбуждению.

"'Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плава­ние, бег и другие виды неколлективного спорта.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка

За­падня

Содержание

Пути преодоления

№1

Недостаток эмоцио­нального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские иг­ры, беседовать «по душам»

№2

Недостаток твёрдости в воспитании и отсут­ствие надлежащего контроля за поведени­ем ребёнка

Составить список запретов и чётко следовать ему. Соста­вить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

№3

Неумение воспитывать в детях навыки управ­ления гневом

Работу по коррекции детского гнева родители могут осущест­влять, используя «Лестницу гнева»