Можно ли изменить речь заикающегося ребенка?
В случае появления у ребенка заикания необходимо, прежде всего, обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или делая напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.
Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2 часов, а ночной - 10-11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь - теплый душ.
Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.
Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.
Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое эмоциональное возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.).
В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно начнёт ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.
Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20-30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, формированию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.
Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.
При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом: «Ф-ф-ф».
Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка -у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука - ж-ж-ж, шипению гуся -ш-ш-ш и др.
Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще более усиливает дефект их речи.
Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр осуществляется хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. Сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.
Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.
При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку: сначала он один четко и медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы даются короткие, в два-три слова на один выдох.
Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок повторяет ее самостоятельно.
Для отраженного чтения (а затем и для самостоятельного чтения наизусть) рекомендуется стихотворный материал, так как гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.
При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.
После отраженного чтения возможен переход к упражнениям в вопросно-ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?». Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.
Правила речи для детей
•Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
•Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
• Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
• Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
• Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
• Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
• Гласные звуки произноси широко и громко.
-
Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
-
В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
-
Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
-
Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
-
Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
-
Говори громко, четко, выразительно.
Эти правила не сложны по формулировкам, но, оказывается, постоянно соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания рекомендуется эти правила переписать на большой лист бумаги, повесить на видное место и выучить наизусть так, чтобы запомнить на всю жизнь.
Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться
-
Взять себя в руки и не паниковать.
-
Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
-
Ликвидировать их.
-
Создать дома спокойную обстановку.
-
Не ссорится при ребёнке и не конфликтовать.
-
Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
-
Исключить шумные игры и шумные детские компании.
-
Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
-
Помочь избавиться от страхов.
-
Выработать уверенность в себе.
-
Найти правильную тактику воспитания.
-
Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
-При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
-
Научить правильно общаться.
-
Постараться не ломать его стереотипы.
-
Повременить с оформлением в детский сад.
-
Как можно реже ходить в гости.
-
Не приглашать часто к себе гостей.
-
Ослабить нервное напряжение.
-
Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
-Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
-
Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
-
Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается
-
Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
-
Акцентировать внимание на дефекте речи и в присутствии ребенка жалеть его.
-
Впадать в панику.
-
Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
-
Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
-
Ссориться, конфликтовать, пугать.
-
Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
-
Постоянно ломать стереотипы.
-
Помните, что сроки прекращения заикания во многом за висят от вас.
ЧТО ДОЛЖНО БЕСПОКОИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕБЕНКЕ
В возрасте до года:
-
выраженная тревожность, крикливость;
-
нарушение сна;
-
плохой аппетит, частые срыгивания;
-
плохая прибавка в весе;
-
плохая реакция на звук и свет;
-
очень сильная (чрезмерная) реакция на звук и свет;
-
нарушение тонуса мышц, судороги;
повышение внутричерепного давления; ^ частые простудные заболевания;
> тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.
В возрасте от 3 до 5 лет:
-
чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
-
раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
-
чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
-
плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);
-
страхи (боязнь темноты, одиночества, ночные страхи);
^ тики (непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
> хронические заболевания;
^ трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
^ сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
>• задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;
^ заикание.
В возрасте 5-6 лет:
> частые хронические заболевания, операции, травмы;
>• импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
^ чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
> нарушения сна; ^ страхи;
-
навязчивые движения, кривляния;
-
боязнь новых вещей, чужих людей, возникающих впервые ситуаций;
>• трудность общения с незнакомыми сверстниками, взрослыми.
- Введение
- Дисциплина с любовью
- Агрессивный ребенок
- Советы родителям
- Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка 1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:
- Игры для агрессивных детей
- Гиперактивный ребенок
- Памятка взрослому, воспитывающему гиперактивного ребенка
- Игры для гиперактивных детей
- Упрямый ребёнок
- Застенчивый ребенок
- Как не надо вести себя родителям с застенчивым ребенком
- Ребенок боится
- Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка
- У ребенка невроз
- Виды заикания
- Можно ли изменить речь заикающегося ребенка?
- Патологические привычки
- Если ложь заслуживает наказания
- Детский онанизм
- Ребенок и компьютер
- Как вести себя с ребенком, имеющим патологические привычки
- Ясли: плюсы и минусы
- Кризис трех лет
- Ребёнок идет в детский сад
- Дополнительные рекомендации
- Полезные советы
- Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?
- Адаптация к школе
- Предостережения родителям
- Психологический портрет идеального первоклассника
- 1. Педагогическая готовность:
- 2. Интеллектуальная готовность:
- 3. Мотивационная готовность:
- 4. Эмоционально-волевая готовность:
- 5. Коммуникативная готовность:
- Родители, позаботьтесь о себе
- Тест «как вы заботитесь о себе?»
- Почему возникают конфликты
- Милые бранятся, или правила семейной ссоры
- Конфликтуйте без посторонних
- Техника безопасной ссоры
- 2. Отдыхаем активно!
- 3. Неразлучные друзья - взрослые и дети!
- Литература
- Содержание
- Приглашаем к сотрудничеству
- 404507, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Кравченко, 7.