logo
Шитова Е

У ребенка невроз

Что нужно преодолеть родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от невроза

Эмоциональные нервные расстройства формируются и раз­виваются в семье в условиях неправильного воспитания и кон­фликтов, а внешние стрессы выступают в качестве «последней капли» или толчка. Помимо лечения ребенка, его психологиче­ской коррекции и самим родителям нужно провести опреде­ленную психологическую работу.

Чтобы ребенок излечился от невроза, родителям нужно преодолеть:

  1. Недостаточную (несвоевременную) эмоциональную от­зывчивость и отвлекаемость.

  2. Чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям ребенка.

  3. Неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе и экономического характера.

  1. Собственные недостатки характера и поведения, являю­щиеся отрицательным примером для детей.

  2. Ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с ребенком.

  3. Непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем.

  4. Нервные расстройства, если они имеют место, а также не­ адекватно повышенную чувствительность к стрессу и отсутст­вие психологической защиты.

Только с учетом всех этих изменений можно обеспечить на­дежный эффект освобождения вашего ребенка от невроза и не­достатков характера.

Какие качества нужны родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза

  1. Понимание серьезности создавшегося положения, способ­ность адекватно воспринимать беды вашего ребенка, любить его и ценить его здоровье.

  2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.

  3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.

  4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на се­бя его глазами.

  5. Готовность к переменам.

  6. Контроль за своими чувствами и поступками.

  7. Терпение и последовательность.

  8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.

  9. Вера в положительный результат лечения.

У РЕБЕНКА ЭНУРЕЗ

Прежде всего ребенку необходим врачебный контроль.

• Никогда не ругайте ребенка за ночное недержание мочи! Не высказывайте ему своего раздражения - это только усилит заболевание.

•Для того чтобы достигнуть положительных результатов влечении, очень важно, чтобы стремление было обоюдным. Иначе говоря, ребенок должен понимать всю важность и ответ­ственность занятий, стремиться к излечению и верить в успех. Если он будет относиться к тренировкам как к простой фор­мальности, едва ли излечение станет возможным.

• Для того чтобы повысить уверенность ребенка в своих си­лах, чаще хвалите его, не бойтесь доверять ему ответственные дела, не заостряйте внимание на недостатках, концентрируя его на достоинствах ребенка. Пусть ребенок станет вашим незаменимым помощником. Обязательно приучайте ребенка ухаживать за домашними животными, помогать престарелым членам семьи. Все указанные меры должны быть направлены на формиро­вание исключительно важной подсознательной установки: если я могу помочь другим, значит, я могу помочь себе.

Методика укрепления мочевого пузыря

Первый период тренировок длится 14 дней. В течение этого периода ребенок должен выполнять упражнения, а взрослый -тщательно следить за характером ночного недержания мочи, фиксировать его периодичность, зависимость от внешних (пого­да, время отхода ко сну, количество выпитой жидкости и время последнего ее употребления) и психологических (степень возбу­димости, наличие конфликтов, неудач) факторов.

Прежде чем приступить к упражнениям, расскажите ребенку о строении его органов, которые отвечают за мочеиспускание. Вы можете воспользоваться занимательным детским пособием по анатомии. Если под рукой ничего нет, попробуйте придумать рассказ самостоятельно или же воспользуйтесь в качестве осно­вы той схемой, которая приведена ниже:

«Давай нарисуем маленькую девочку (мальчика) и предста­вим, что эта девочка (мальчик) - ты. Внутри твоего тела есть очень много органов, которые совершают разную важную ра­боту. Каждый орган выполняет свою функцию. Например, ты дышишь с помощью легких. Они расположены вот здесь. Здесь находится сердце - самый главный орган человека. Ты можешь приложить ладошку к груди и почувствовать, как оно бьется. Сердце перегоняет по венам кровь. Сердце - это мышца. В ор­ганизме много мышц. Они могут быть сильными и слабыми. Но слабые мышцы можно натренировать. Если каждый день делать зарядку, они станут сильными. А вот здесь, ниже, на­ходится тоже очень важный орган, который называется мочевой пузырь. Он собирает в себя всю ненужную жидкость, которая скопилась в твоем организме. Чай, компот, сок, вода <-все лишнее выводится из организма в виде мочи. Только пред­ставь себе, что бы случилось, если бы жидкость не выходила из организма? (Наиболее распространенный ответ: «У меня бы лопнул живот!») Твой мочевой пузырь круглый, как шар. Он способен очень сильно растягиваться, увеличиваясь в размере. Когда пузырь наполняется, ты чувствуешь, что хочешь в туа­лет, и выливаешь из организма скопившуюся в нем жидкость. Но у некоторых людей жидкость выливается слишком быстро -почти сразу после того, как они начинают чувствовать, что хотят пойти в туалет. Во всем виновата одна мышца. Эта мышца, как кран, открывает и закрывает мочевой пузырь. И если эта мышца слабая, то моча выходит из организма раньше, чем нужно.

Но ты уже знаешь, что любую мышцу можно натрениро­вать. Просто нужно делать зарядку. Когда мышца, которая открывает и закрывает мочевой пузырь, становится крепкой и сильной, человек уже больше никогда не просыпается в мок­рой постели. Но мышца не всегда виновата в том, что мочевой пузырь опорожняется раньше времени. Ведь мочевой пузырь посылает сигнал о том, что переполнен, в мозг. Мозг - это глав­ный орган человека. С его помощью мы думаем и совершаем по­ступки. Но иногда мозг спит по ночам так крепко, что не слы­шит сигналов мочевого пузыря. И тогда мочевой пузырь опо­рожняется, так и не дождавшись, когда его услышат и «отве­дут в туалет». Он же не может бесконечно ждать, когда мозг проснется! Но мозг тоже можно натренировать. Правильный мочевой пузырь посылает в мозг сигнал о том, что переполнен, когда он на самом деле переполнен. Но бывают глупые и ка­призные мочевые пузыри. Наполнившись совсем немножко, они воображают себе, что больше не могут удерживать внутри себя мочу, и начинают паниковать. Такие вредные мочевые пу­зыри тоже можно исправить - их просто нужно убедить в том, что они могут растягиваться намного больше, чем им самим кажется».

Если вы рисуете мочевой пузырь самостоятельно, постарай­тесь, чтобы картинка была забавной, - к примеру, можно нари­совать его с глазами и ртом, с грустным выражением «лица».

Для того чтобы укрепить мышцы, следует объяснить ребен­ку: каждый раз во время мочеиспускания он должен останавли­вать мочу по несколько раз (в зависимости от количества мочи, желательно не менее 7-8 раз). Если ребенок забыл об упражне­нии, не ругайте его, а в следующий раз тактично напомните. Одновременно с упражнениями на укрепление мышц выполняй­те и упражнения на растяжение мочевого пузыря. Эти упражне­ния следует выполнять в течение двух недель ежедневно 2-4 раза в сутки. Желательно, чтобы в это время ребенок находился дома без присутствия посторонних. Суть упражнений в следующем: при первом позыве к мочеиспусканию ребенок должен заставить себя держать мочу как можно дольше, до тех пор, пока уже не сможет терпеть. Очень важное значение в этом случае приобре­тает степень отвлеченности ребенка от позыва. Вы можете по­мочь ему, если, к примеру, при появлении позыва начнете чи­тать интересную сказку, поговорите с ним о том, что его интере­сует. В принципе, можно говорить обо всем и даже в игровой форме обсуждать «поведение мочевого пузыря».

Для того чтобы следить за результатами тренировок, вам по­надобится периодически измерять объем мочевого пузыря: по­сле завершения очередного упражнения на растягивание попро­сите ребенка помочиться не в туалет, а в банку. Полученный объем мочи следует зафиксировать письменно или же просто поставить на банке «метку». Если по сравнению с предыдущим измерением результат улучшится, ребенок сможет увидеть это, что придаст ему уверенность в собственных силах. Однако если результат будет хуже, ребенок может расстроиться. Поэтому метку на банке следует делать только после того, как вы замети­те улучшение результатов и только при условии постоянных тренировок. Измерения проводятся 2 раза в неделю в течение 2 недель.

Во время проведения тренировок по растяжению мочевого пузыря и укреплению мышц следует давать ребенку как можно больше жидкости. Полностью откажитесь от газировки.

По прошествии указанного времени постель может оставать­ся мокрой. Вплоть до исчезновения энуреза прерывать упражне­ния не стоит. Цель последнего этапа - ускорить подачу сигналов мочевого пузыря в мозг и восприимчивость мозга к этим сигна­лам. Хорошие результаты дает аутотренинг. Можно снова вос­пользоваться картинкой с нарисованным «грустным мочевым пузырем». Попросите ребенка «поговорить» со своими органами -мозгом и мочевым пузырем. Ребенок с развитым воображением легко сделает это. Если воображение у ребенка развито слабо, помогите ему, выступите в роли одного из органов.

После того как первые результаты будут достигнуты, вы можете вместе с ребенком нарисовать новую картинку, на кото­рой мочевой пузырь будет улыбаться.

Обязательно поощряйте успехи, не заостряйте внимание на неудачах. Верьте в успех и внушайте эту уверенность вашему ребенку - только так можно победить энурез.

ЗАИКАНИЕ

От чего может возникнуть заикание

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ос­лабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребен­ком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять слож­ные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще труд­но, так как его речь не полностью сформирована.

Иногда родители сообщают детям сведения, не соответст­вующие их возрастному развитию. Например, четырех-пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из сферы специ­альности своего отца или матери. Родители в восторге от его «учености», но слова эти, не свойственные его возрасту, затруд­няют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная пе­регрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек -все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, в результате - к дефекту речи.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней - кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугива­ние, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в тем­ную комнату могут у нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.