logo
Шитова Е

Дисциплина с любовью

^ Разговаривайте с детьми уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье.

^ Помогайте им самостоятельно оценивать хорошие и пло­хие поступки.

"'Приучайте детей самих принимать решения о действии или бездействии в различных ситуациях.

^ Никогда не унижайте детей - никогда!

^ Аргументированно объясняйте детям, почему в каждом конкретном случае надо поступать определённым образом, а не иначе. При этом контролируйте, что вы говорите, объясне­ния типа «потому что я так хочу» не убедят ребёнка. Дети не лю­бят приказов и могут просто отстраниться от общения с вами.

Убеждение, доверительные беседы, диалоги на равных помогут вам завоевать авторитет у ребёнка.

^ Пока они еще очень малы, объясняйте детям все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение. Это может произойти даже до того, как они научатся говорить.

^ Постоянно информируйте ребёнка и поддерживайте его вовлеченность в события.

^ Предотвращайте малейшее непонимание простыми объяс­нениями.

^ Не противодействуйте ребёнку.

^ Избегайте приказного тона.

^ Выполняйте свои обещания.

^ Реагируйте на любую ситуацию без проволочек.

^ Физические меры воздействия и оскорбления категориче­ски запрещены.

^ Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребёнку.

^ Если всё-таки необходимо сделать «внушение», сделайте это наедине.

^ Обсудите с ребёнком его поведение, вызвавшее необхо­димость «внушения».

^ А потом побудьте вместе и убедитесь, что он правильно всё понял.

Положение о наказаниях и поощрениях

1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше за поминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль «быть поощрением».

  1. Наказание должно быть значимым для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребёнка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно счи­тать наказанием.

  2. Ребёнок может принимать участие в вопросах выбора по­ощрения и наказания. Дети подчас бывают справедливыми в по­ иске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, кото­рое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

  3. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то не­ обходимые навыки формируются быстрее, чем если использу­ются и поощрения, и наказания. Поощрения должны исполнять­ся. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, по­ этому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину:

  1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательны в жизни ребёнка.

  2. Правил (ограничений, требований, запретов) не следует создавать слишком много, и им необходимо быть гибкими.

  3. Родительские требования не должны вступать в явное про­тиворечие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).

  4. Правила (ограничение, требование, запреты) согласуются взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, дол­жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели­тельным.

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ - ЭТО УЛУЧШАЕТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

1. С малышами до трёх лет:

2. С детьми от трёх до семи лет:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

Чаще всего это мы - родители, взрослые - даем советы сво­им детям. Но давайте прислушаемся к их советам.

«Памятка родителям от ребенка» - это не только своеобраз­ный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой сувере­нитет, но еще и очевидное приглашение взрослых к диалогу.

^ Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

^ Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

^ Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это при­учит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я от­кликнусь с большей готовностью на ваши просьбы.

^ Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с тол­ку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить по­следнее слово за собой.

^ Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.

^ Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».

^ Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

^ Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «ны­тиком».

^ Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сде­лать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в каче­стве прислуги.

Ваш ребёнок

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ