logo
Копия Программа ГЭК_спец

1. Пояснительная записка.

Качественное научно-педагогическое обеспечение модернизации системы непрерывного образования в Российской Федерации предполагает, прежде всего, наличие компетентных педагогических кадров, обеспечивающих эффективное функционирование каждого структурного компонента этой системы.

Особое место в процессе профессиональной подготовки учителя в педвузе занимает изучение психолого-педагогических дисциплин, основанное на оптими­зации внутрипредметных и межпредметных связей. Ведущими методоло­гическими подходами при отборе содержания, форм и методов изуче­ния данных дисциплин являются личностно-деятельностный, культурологический и антропологический подходы. Первый позволяет вычленить в качестве цели педагогической подготовки - становление личности учителя, второй - рассматривать динамику педагогических и психологических идей и теорий в контексте развития мировой культуры, третий - оп­ределяет человекознание как основу педагогической деятельности.

Модернизация содержания психолого-педагогических дисциплин в русле личностно-деятельностного и антропологического подходов предпола­гает выделение в качестве главной цели этой работы - формирование профессионального мышления учителя, основанного на осознании вы­пускником педвуза сущности своей профессиональной деятельности как деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Реализация культурологического подхода при изучении курса психолого-педагогических дисциплин предполагает, что они изучаются не в виде готовых абстрактных истин, а как совокупность идей и тео­рий, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений, развивающихся в контексте мировой цивилизации. В таком случае каждый выпускник педвуза, яв­ляясь субъектом познавательного процесса, определяет для себя на­иболее приемлемые идеи и теории, которые в будущем станут фунда­ментом его личного педагогического кредо, и технологии профессио­нальной деятельности. Именно такой подход делает изучение психолого-педаго­гических дисциплин важным элементом современного гуманитарного образования.

Итоговая государственная аттестация по специальности носит интегративный, комплексный и системный характер.

Интегративность выражается, прежде всего, в том, что государственный экзамен по педагогике, психологии и методике преподавания объединяет в одно целое весь спектр модулей дисциплины «Педагогика»: нормативных : "Введение в педагогическую деятельность", "Общую педагогику", "Пе­дагогические технологии», «Историю педагогики и образования», «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования», психолого-педагогические и производственные практики; систему психологических дисциплин «Общая психология, история психологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология», методических дисциплин и дисциплин по выбору, например – «Учитель – личность и деятельность», «Технология исследовательской работы по педагогике», «Конфликтология», «Психодиагностика» и др. Комплексность государственного экзамена проявляется в том, что в ее содержании сочетаются науч­ные и эмпирические знания в области педагогики, психологии и ме­тодики преподавания конкретного учебного предмета, что порождает системность этого вида профессиональной аттестации вы­пускника педвуза. В процессе подготовки и проведения экзамена закладывается определенный порядок в расположении в сознании бу­дущего учителя различных компонентов психолого-педагогичес­ких знаний, влияющий на становление индивидуального стиля педаго­гической деятельности как целостной динамической системы.

Стиль педагогической деятельности влияет на характер анализа учителем конкретной педагогической ситуации и вычленение им педа­гогической задачи. Он может быть ориентирован на личность учени­ка, удовлетворение его образовательных потребностей и в этом слу­чае имеет гуманную направленность. А может ориентироваться на реа­лизацию профессиональных запросов и интересов учителя, данный, педагогоцентрический вариант индивидуального стиля педагогической деятельности может иметь ярко выраженный авторитарный характер.

Эти обстоятельства и определяют требования к содержанию и процедуре итоговой государственной аттестации по специальности, призванной не только выявить качество усвоения студентами научно-педагогических знаний, но и степень сформированности их педагогического мышления и основ педагогических умений.

Именно поэтому экзамен носит "задачный" ха­рактер, т.е. оцениваются не только профес­сионально-педагогические знания и умения выпускника, но харак­тер и направленность вычленения и решения им педагогических задач.

Программа экзамена составлена таким образом, чтобы можно бы­ло выявить совокупность всех основных факторов, влияющих на степень сформированности педагогического мышления выпускника и направленность инди­видуального стиля будущей профессиональной деятельности; этичес­кие установки будущего учителя; его научно-предметные и психоло­го-педагогические знания; общую эрудицию; способы умственных и практических действий (в том числе и общепедагогические умения), профессионально-личностные качества.

Экзаменующийся должен продемонстрировать:

- умение выявлять, описывать и объяснять психолого-педагогические фак­ты, явления и процессы в реальной жизни;

- усвоение на междисциплинарной основе важнейших психологических и педагоги­ческих понятий: образование, воспитание, обучение; развитие, личность, субъект и др.

- знание наиболее значимых современных психологических и педагогических теорий, а так же педагогов, которые их выдвигают, разрабатывают и реализуют;

- знание основных международных, Федеральных и региональных нормативных документов о правах человека и системе образования;

- знание сущности инновационных процессов в образовании;

- умение теоретически обоснованно описывать и объяснять ре­альные психологические и педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические за­дачи;

- владение алгоритмом решения педагогических задач:

- владение общепедагогическими умениями;

- владение навыками самостоятельной работы с психолого-педа­гогической литературой;

- знакомство и первоначальное овладение методами научно-исс­ледовательской работы;

- первоначальные навыки профессиональной рефлексии.