1. Пояснительная записка.
Качественное научно-педагогическое обеспечение модернизации системы непрерывного образования в Российской Федерации предполагает, прежде всего, наличие компетентных педагогических кадров, обеспечивающих эффективное функционирование каждого структурного компонента этой системы.
Особое место в процессе профессиональной подготовки учителя в педвузе занимает изучение психолого-педагогических дисциплин, основанное на оптимизации внутрипредметных и межпредметных связей. Ведущими методологическими подходами при отборе содержания, форм и методов изучения данных дисциплин являются личностно-деятельностный, культурологический и антропологический подходы. Первый позволяет вычленить в качестве цели педагогической подготовки - становление личности учителя, второй - рассматривать динамику педагогических и психологических идей и теорий в контексте развития мировой культуры, третий - определяет человекознание как основу педагогической деятельности.
Модернизация содержания психолого-педагогических дисциплин в русле личностно-деятельностного и антропологического подходов предполагает выделение в качестве главной цели этой работы - формирование профессионального мышления учителя, основанного на осознании выпускником педвуза сущности своей профессиональной деятельности как деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.
Реализация культурологического подхода при изучении курса психолого-педагогических дисциплин предполагает, что они изучаются не в виде готовых абстрактных истин, а как совокупность идей и теорий, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений, развивающихся в контексте мировой цивилизации. В таком случае каждый выпускник педвуза, являясь субъектом познавательного процесса, определяет для себя наиболее приемлемые идеи и теории, которые в будущем станут фундаментом его личного педагогического кредо, и технологии профессиональной деятельности. Именно такой подход делает изучение психолого-педагогических дисциплин важным элементом современного гуманитарного образования.
Итоговая государственная аттестация по специальности носит интегративный, комплексный и системный характер.
Интегративность выражается, прежде всего, в том, что государственный экзамен по педагогике, психологии и методике преподавания объединяет в одно целое весь спектр модулей дисциплины «Педагогика»: нормативных : "Введение в педагогическую деятельность", "Общую педагогику", "Педагогические технологии», «Историю педагогики и образования», «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования», психолого-педагогические и производственные практики; систему психологических дисциплин «Общая психология, история психологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология», методических дисциплин и дисциплин по выбору, например – «Учитель – личность и деятельность», «Технология исследовательской работы по педагогике», «Конфликтология», «Психодиагностика» и др. Комплексность государственного экзамена проявляется в том, что в ее содержании сочетаются научные и эмпирические знания в области педагогики, психологии и методики преподавания конкретного учебного предмета, что порождает системность этого вида профессиональной аттестации выпускника педвуза. В процессе подготовки и проведения экзамена закладывается определенный порядок в расположении в сознании будущего учителя различных компонентов психолого-педагогических знаний, влияющий на становление индивидуального стиля педагогической деятельности как целостной динамической системы.
Стиль педагогической деятельности влияет на характер анализа учителем конкретной педагогической ситуации и вычленение им педагогической задачи. Он может быть ориентирован на личность ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и в этом случае имеет гуманную направленность. А может ориентироваться на реализацию профессиональных запросов и интересов учителя, данный, педагогоцентрический вариант индивидуального стиля педагогической деятельности может иметь ярко выраженный авторитарный характер.
Эти обстоятельства и определяют требования к содержанию и процедуре итоговой государственной аттестации по специальности, призванной не только выявить качество усвоения студентами научно-педагогических знаний, но и степень сформированности их педагогического мышления и основ педагогических умений.
Именно поэтому экзамен носит "задачный" характер, т.е. оцениваются не только профессионально-педагогические знания и умения выпускника, но характер и направленность вычленения и решения им педагогических задач.
Программа экзамена составлена таким образом, чтобы можно было выявить совокупность всех основных факторов, влияющих на степень сформированности педагогического мышления выпускника и направленность индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности; этические установки будущего учителя; его научно-предметные и психолого-педагогические знания; общую эрудицию; способы умственных и практических действий (в том числе и общепедагогические умения), профессионально-личностные качества.
Экзаменующийся должен продемонстрировать:
- умение выявлять, описывать и объяснять психолого-педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни;
- усвоение на междисциплинарной основе важнейших психологических и педагогических понятий: образование, воспитание, обучение; развитие, личность, субъект и др.
- знание наиболее значимых современных психологических и педагогических теорий, а так же педагогов, которые их выдвигают, разрабатывают и реализуют;
- знание основных международных, Федеральных и региональных нормативных документов о правах человека и системе образования;
- знание сущности инновационных процессов в образовании;
- умение теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные психологические и педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи;
- владение алгоритмом решения педагогических задач:
- владение общепедагогическими умениями;
- владение навыками самостоятельной работы с психолого-педагогической литературой;
- знакомство и первоначальное овладение методами научно-исследовательской работы;
- первоначальные навыки профессиональной рефлексии.
- Программа
- 1. Пояснительная записка.
- 2. Раздел программы по основной специальности (по циклу опд)
- 2.1. Содержание раздела программы по основной специальности (по циклу опд) Предмет и задачи педагогики, психологии и методик обучения
- Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
- Развитие личности и ее образование
- Проблемы цели в теории педагогики. Целостный педагогический процесс
- Процесс обучения, его сущность, функции, виды
- Содержание образования
- Методы обучения. Формирование мотивов учения и активизация познавательной деятельности школьников
- Модели и формы организации обучения
- Гуманизация образования. Личностно-ориентированный подход к обучению. Гуманизация и гуманитаризация образования.
- Контроль, оценка и учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
- Система дополнительного образования.
- Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Современные концепции воспитания.
- Духовное развитие личности. Педагогические проблемы становления ее мировоззрения
- Содержание воспитательного процесса
- Методы воспитания
- Коллектив учащихся как объект и субъект воспитательного процесса
- Воспитательная система школы
- Педагогические проблемы взаимодействия школьного и семейного воспитания
- Социальная педагогика
- Формирование готовности к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса
- История педагогики и образования как область научного знания
- Педагогические технологии
- Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя
- Управление образовательными системами
- Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
- Младший школьник, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.
- Подросток, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы с подростками
- Старший школьник, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками
- 2.2. Список литературы к государственному экзамену по основной специальности
- (По циклу опд):
- Основная литература
- - По педагогике:
- - По психологии:
- Дополнительная литература - по педагогике:
- - По психологии:
- 2.3. Вопросы к государственному экзамену (цикл опд) по педагогике, психологии
- 2.4. Проектное задание.
- Требования, предъявляемые к проектным заданиям
- Показатели качества выполнения проектных заданий
- Структура проекта
- 2.5. Критерии оценки на государственном экзамене по педагогике, психологии и методике преподавания (цикл опд)
- 2.6. Критерии оценки при защите вкр (по циклу опд):
- - Оформление в соответствии со стандартами действующих нормативных документов.