Подросток, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы с подростками
Общая психологическая характеристика подросткового возраста. Отрочество как первая ступень перехода от детства к взрослости. Социальные и биологические факторы как детерминанты психического развития и формирования личности подростков: переход в среднюю школу и связанные с ним изменения учебной деятельности. Общение подростка со взрослыми и сверстниками, изменение положения ребенка в семье. Биологические факторы - начало полового созревания, а также связанные с ним бурное развитие и перестройка всех систем организма. Основное противоречие между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка.
Феноменологическая характеристика детей подросткового возраста - резкое увеличение отрицательных проявлений в поведении и их психологическое объяснение. Новообразование подросткового возраста (чувство взрослости). Резкое усиление потребности в самоутверждении. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Подростки «группы риска». Причины отклоняющегося поведения "трудных" подростков как крайние проявления общих закономерностей развития личности в этом возрасте. Роль ошибок в семейном воспитании, в появлении отклоняющегося поведения у подростков. Изолированность в классном коллективе как фактор педагогической запущенности детей.
Психологическое обоснование особенностей учебно-воспитательной работы педагога с детьми подросткового возраста. Особенности педагогического такта, педагогического оптимизма, опоры на коллектив сверстников, формирования идеалов школьников, работы с родителями.
- Программа
- 1. Пояснительная записка.
- 2. Раздел программы по основной специальности (по циклу опд)
- 2.1. Содержание раздела программы по основной специальности (по циклу опд) Предмет и задачи педагогики, психологии и методик обучения
- Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
- Развитие личности и ее образование
- Проблемы цели в теории педагогики. Целостный педагогический процесс
- Процесс обучения, его сущность, функции, виды
- Содержание образования
- Методы обучения. Формирование мотивов учения и активизация познавательной деятельности школьников
- Модели и формы организации обучения
- Гуманизация образования. Личностно-ориентированный подход к обучению. Гуманизация и гуманитаризация образования.
- Контроль, оценка и учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
- Система дополнительного образования.
- Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Современные концепции воспитания.
- Духовное развитие личности. Педагогические проблемы становления ее мировоззрения
- Содержание воспитательного процесса
- Методы воспитания
- Коллектив учащихся как объект и субъект воспитательного процесса
- Воспитательная система школы
- Педагогические проблемы взаимодействия школьного и семейного воспитания
- Социальная педагогика
- Формирование готовности к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса
- История педагогики и образования как область научного знания
- Педагогические технологии
- Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя
- Управление образовательными системами
- Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
- Младший школьник, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.
- Подросток, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы с подростками
- Старший школьник, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками
- 2.2. Список литературы к государственному экзамену по основной специальности
- (По циклу опд):
- Основная литература
- - По педагогике:
- - По психологии:
- Дополнительная литература - по педагогике:
- - По психологии:
- 2.3. Вопросы к государственному экзамену (цикл опд) по педагогике, психологии
- 2.4. Проектное задание.
- Требования, предъявляемые к проектным заданиям
- Показатели качества выполнения проектных заданий
- Структура проекта
- 2.5. Критерии оценки на государственном экзамене по педагогике, психологии и методике преподавания (цикл опд)
- 2.6. Критерии оценки при защите вкр (по циклу опд):
- - Оформление в соответствии со стандартами действующих нормативных документов.