logo
Копия Программа ГЭК_спец

Подросток, его физиология и психология. Методика организации учебно-воспитательной работы с подростками

Общая психологическая характеристика подросткового возраста. Отрочество как первая ступень перехода от детства к взрослости. Социальные и биологические факторы как детерминанты психического развития и формирования личности подростков: переход в среднюю школу и связанные с ним изменения учебной деятельности. Общение подростка со взрослыми и сверстниками, измене­ние положения ребенка в семье. Биологические факторы - начало по­лового созревания, а также связанные с ним бурное развитие и пе­рестройка всех систем организма. Основное противоречие между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка.

Феноменологическая характеристика детей подросткового воз­раста - резкое увеличение отрицательных проявлений в поведении и их психологическое объяснение. Новообразование подросткового возраста (чувство взрослости). Рез­кое усиление потребности в самоутверждении. Взаимоотношения маль­чиков и девочек в подростковом возрасте.

Подростки «группы риска». Причины отклоняющегося поведения "трудных" подростков как крайние проявления общих закономерностей развития личности в этом возрасте. Роль ошибок в семейном воспитании, в появлении отклоня­ющегося поведения у подростков. Изолированность в классном коллективе как фактор педагогической запущенности детей.

Психологическое обоснование особенностей учебно-воспитатель­ной работы педагога с детьми подросткового возраста. Особенности педагогического такта, педагогического оптимизма, опоры на кол­лектив сверстников, формирования идеалов школьников, работы с ро­дителями.