logo
История педагогики_учебник

Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя

С развитием производящих форм хозяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от использования каменных орудий неолита к производству орудий и оружия из меди (медный век, или энеолит — 4—3 тыс. до н э)} затем из бронзы (бронзо­вый век — 3—2 тыс. до н. э.), наконец, в 1 тыс. до н. э. началось применение железа (так называе­мый раннежелезный век). Интенсификация хозяйственной деятельности сопровождалась разделением труда, отделени­ем земледелия от животноводства.

В родовой общине постепенно стали складываться груп­пы людей, занимавшихся специализированными видами труда. К охоте, земледелию, скотоводству прибавились пря­дение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т. д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. Набиравшее силу производство создавало прибавочный продукт. На его основе в общинах зародились предпосылки для появления частной собствен­ности, имущественного и социального расслоения, конституирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).

В условиях разложения первобытнообщинного строя мо­ногамная семья превратилась в экономическую ячейку об­щества. Накопленные богатства, первоначально принадле­жавшие роду, переходили в частное владение отдельных се­мей. Имущество семьи наследовалось детьми. У многих народов совершался переход от материнского рода к патри­архальному; преобладающая роль в обществе и семье посте­пенно переходила к мужчинам: родство, право собственнос­ти и наследования стали считать по отцовской линии. Пере­ход к большой патриархальной семье изменил всю картину домашне-семейного воспитания.

Коренные изменения в экономической области были свя­заны с расширением кругозора человека, новой ступенью в познании человеком природы. Расширилась сфера эмпири­ческих знаний, развивалась астрономия, складывалась агро­техника.

В условиях расширявшегося информационного поля и распада первобытнообщинного строя в области воспитания также произошли весьма существенные изменения, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранялись старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообщества воспитанием; с другой — внутри инициационнон системы постепенно выкристаллизовывался определенный круг зародившихся интеллектуальных специализирован­ных знаний и умений, к которым не все имели равный доступ.

К ним допускался лишь узкий круг избранных лиц — дети родоплеменной знати. В таких инициационных учреж­дениях шло обучение будущих военачальников, жрецов, вра­чевателей и т. д.

Усложнение производства, разделение труда и выделе­ние различных ремесел определили необходимость специали­зированного профессионального обучения. В условиях начав­шегося процесса классообразования и концентрации иму­щества в собственности отдельных семей профессиональное мастерство приобретает общественное значение. Оно стано­вится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», посколь­ку приносит выгоду семье и касте в целом. В результате се­мья ремесленника-мастера становится центром профессио­нально-ремесленного ученичества.

Итак, в результате совершенствования производства, об­щественного разделения труда и расширения эмпирических знаний усложняется содержание воспитания, складываются его организационные формы. Помимо практической трудо­вой, военно-физической и социально-нравственной подго­товки подрастающее поколение приобщается к начаткам специальных знаний. Создаются исторические предпосыл­ки для возникновения школьного обучения и профессио­нального ученичества. В ходе практического решения за­дач зарождавшегося, специально организованного обуче­ния и воспитания начался процесс выработки приемов педагогической деятельности. Воспитание постепенно вы­деляется в самостоятельную область социальной практики. В нараставшем потоке антропогенеза оно играло роль не­обычайно сильного катализатора, активно способствуя эт­нической консолидации и действуя как мощный фактор социального прогресса.

Рекомендуемая литература

Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.

Волков Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспита­нии // Советская педагогика. — 1971. — № 10. — С. 107—112.

Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая пер­спектива). — М.: Изд-во АН СССР, 1988. — 269 с.

Мид М. Культура и мир детства // Избранные произведения. — М.: Наука, 1988. - 429 с.

Першиц А. И., Монгайт А. А., Алексеев В. П. История первобыт­ного общества. — М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.

Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. — М.: Мысль, 1974.-309с.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — 572с.

Тих Н. А. Предыстория общества (сравнительно-психологичес­кое исследование). — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 311 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // К. Маркс, Ф. Энгельс. — Соч. — Т. 1. — С. 52—75.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в че-л:<жека // К. Маркс, Ф. Энгельс. — Соч. — Т. 20. — С. 486—499.

Этнография как источник реконструкции первобытного обще­ства. — М.: Наука, 1979. - 168 с.