Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя
С развитием производящих форм хозяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от использования каменных орудий неолита к производству орудий и оружия из меди (медный век, или энеолит — 4—3 тыс. до н э)} затем из бронзы (бронзовый век — 3—2 тыс. до н. э.), наконец, в 1 тыс. до н. э. началось применение железа (так называемый раннежелезный век). Интенсификация хозяйственной деятельности сопровождалась разделением труда, отделением земледелия от животноводства.
В родовой общине постепенно стали складываться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. К охоте, земледелию, скотоводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т. д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. Набиравшее силу производство создавало прибавочный продукт. На его основе в общинах зародились предпосылки для появления частной собственности, имущественного и социального расслоения, конституирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).
В условиях разложения первобытнообщинного строя моногамная семья превратилась в экономическую ячейку общества. Накопленные богатства, первоначально принадлежавшие роду, переходили в частное владение отдельных семей. Имущество семьи наследовалось детьми. У многих народов совершался переход от материнского рода к патриархальному; преобладающая роль в обществе и семье постепенно переходила к мужчинам: родство, право собственности и наследования стали считать по отцовской линии. Переход к большой патриархальной семье изменил всю картину домашне-семейного воспитания.
Коренные изменения в экономической области были связаны с расширением кругозора человека, новой ступенью в познании человеком природы. Расширилась сфера эмпирических знаний, развивалась астрономия, складывалась агротехника.
В условиях расширявшегося информационного поля и распада первобытнообщинного строя в области воспитания также произошли весьма существенные изменения, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранялись старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообщества воспитанием; с другой — внутри инициационнон системы постепенно выкристаллизовывался определенный круг зародившихся интеллектуальных специализированных знаний и умений, к которым не все имели равный доступ.
К ним допускался лишь узкий круг избранных лиц — дети родоплеменной знати. В таких инициационных учреждениях шло обучение будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т. д.
Усложнение производства, разделение труда и выделение различных ремесел определили необходимость специализированного профессионального обучения. В условиях начавшегося процесса классообразования и концентрации имущества в собственности отдельных семей профессиональное мастерство приобретает общественное значение. Оно становится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», поскольку приносит выгоду семье и касте в целом. В результате семья ремесленника-мастера становится центром профессионально-ремесленного ученичества.
Итак, в результате совершенствования производства, общественного разделения труда и расширения эмпирических знаний усложняется содержание воспитания, складываются его организационные формы. Помимо практической трудовой, военно-физической и социально-нравственной подготовки подрастающее поколение приобщается к начаткам специальных знаний. Создаются исторические предпосылки для возникновения школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения задач зарождавшегося, специально организованного обучения и воспитания начался процесс выработки приемов педагогической деятельности. Воспитание постепенно выделяется в самостоятельную область социальной практики. В нараставшем потоке антропогенеза оно играло роль необычайно сильного катализатора, активно способствуя этнической консолидации и действуя как мощный фактор социального прогресса.
Рекомендуемая литература
Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.
Волков Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. — 1971. — № 10. — С. 107—112.
Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). — М.: Изд-во АН СССР, 1988. — 269 с.
Мид М. Культура и мир детства // Избранные произведения. — М.: Наука, 1988. - 429 с.
Першиц А. И., Монгайт А. А., Алексеев В. П. История первобытного общества. — М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. — М.: Мысль, 1974.-309с.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — 572с.
Тих Н. А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 311 с.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. — Соч. — Т. 1. — С. 52—75.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в че-л:<жека // К. Маркс, Ф. Энгельс. — Соч. — Т. 20. — С. 486—499.
Этнография как источник реконструкции первобытного общества. — М.: Наука, 1979. - 168 с.
- Часть 1
- Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- Рекомендуемая литература
- Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. До н. З.)
- Воспитание и образование в Византии
- Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
- Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры
- Рекомендуемая литература
- Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в
- Педагогические идеи я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
- Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
- Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
- Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
- Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
- Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
- Глава II
- Глава III Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и сша в хiх в (до 90-х годов)
- Глава IV
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII