logo
История педагогики_учебник

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья

Период IX—XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности.

Восприятие и толкование философских трудов античности приводило к развитию рационалистичес­ких тенденций в мусульманской теологии, возникновению самобытной философии, значительный вклад в разработку которой внесли многие ученые-энциклопедисты Ближнего и Среднего Востока. Первые переводы Аристотеля на араб­ский язык осуществили сирийские врачи, приглашенные в Багдад еще в VIII в., где был создан так называемый «Дом мудрости», в котором происходили диспуты таких великих мыслителей, как Фараби, Кинди, Ибн Сина, Ибн Рушд и др. Комментирование ими трудов Аристотеля и Платона способствовало развитию общенаучного знания.

Арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными науками: математикой, астрономией, медициной и в значи­тельно меньшей степени с религией ислама. В своих воззре­ниях ученые Ближнего Востока выходили на идею о вечнос­ти мира. Их волновали проблемы соотношения Бога и чело­века, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то что вслед за Платоном и Аристоте­лем они признавали божественное начало как первопричи­ну всех причин, они в то же время высоко оценивали зна­ния, основанные на опыте и логических доказательствах.

Главным в учении о человеке и его воспитании у восточ­ных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции челове­ка. Природа индивида рассматривалась ими как с биолого-психологической, так и с социальной стороны. Придержи­ваясь аристотелевского тезиса о социальной сущности че­ловека, восточные мыслители средневековья в своей философии обращали внимание на социальную сторону вос­питания. Человек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Авиценна, поскольку он удовлетворяет их не иначе, как в общении с другими пред­ставителями человеческого рода. Вследствие этого необхо­димо соглашение между людьми, установление норм спра­ведливости и закона, которым законодатель должен придать статус обязательности.

Социальная функция воспитания человека согласно этой теории состоит в соблюдении этических норм, стремлении к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и в ов­ладении приемами самопознания и самовоспитания. При этом воспитание и образование должны неизменно подчи­няться законам эволюции и прогресса. Высшая цель воспи­тания, по мнению восточных ученых, — это достижение счас­тья, формулу которого составляет сумма духовных навыков и благородных качеств человеческого характера.

Содержание философских трактатов того времени позво­ляет судить о круге проблематики, волновавшей средневеко­вых мыслителей Востока. Уже в самих названиях этих трудов были заложены острейшие педагогические проблемы: «Трак­тат об образцовом учении, основах знания и об уме молоде­жи» Фараби, «О воспитании обучающихся» Туей и др.

Появление плеяды ученых-энциклопедистов во многом определило дальнейшее развитие педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. Это были гу­манисты по своим нравственным принципам, вклад кото­рых в разработку педагогических идей нельзя переоценить.