logo
История педагогики_учебник

Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в

XVIIXVIII вв.

Семнадцатый век, с которого традиционно начинают от­счет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни Средневековья, и поэтому его, или, по крайней мере его первую половину, следует рассматривать лишь как пере­кидной мостик к собственно началу Нового времени.

Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации: в течение XVII—XVIII вв. в основном укреплялись и со­вершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному— гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезу­итов), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только гуманитарными, но и реальными знаниями происходит че­рез освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира. Поэтому естественно, что цент­ральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. В этом отношении латинские школы у католиков и протестантов различались преимущественно трактовкой религиозных догм. С точки же зрения поста­новки учебного процесса католические школы, содержавшиеся орденом иезуитов, стояли даже выше протестант­ских гимназий.

В содержании образования, дававшегося в латинских шко­лах, как бы они ни назывались, происходили постепенно зна­чительные изменения: само изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения учащихся правиль­ному и осмысленному владению речью, а не пустому подра­жанию языку римских классиков. В связи с этим стали появ­ляться грамматики латинского языка с использованием род­ного языка учащихся. Популярные в то время постановки школьных спектаклей на латинском языке стали наполняться библейским и даже светским содержанием, что должно было способствовать использованию латинского языка в качестве разговорного. Вместе с этим в школах повышенного типа начинают включать в число предметов изучения родной и французский языки, последний как язык международного общения.

В содержание повышенного образования начали вводить­ся сугубо светские предметы: в той или иной форме мате­матика, история, естествознание, астрономия, география и т.п. Однако изучение тех или других учебных предметов полностью зависело от руководителей образовательных уч­реждений, как, например, это имело место в германских государствах.

Может быть самым специфичным явлением в организа­ции образования в XVII— первой половине XVIII в. было распространение так называемых рыцарских, или дворян­ских, академий, получивших особо широкое распростране­ние в немецких княжествах. Их развитие было связано с упадком в ходе Тридцатилетней войны городов и городских сословий, возвышением дворянства, которое, поглощенное придворными делами, не хотело, чтобы дворянские дети обу­чались в латинских школах вместе с детьми горожан. Само­изоляция дворянства от других сословий нашла крайнее вы­ражение в том, что дворянское сословие в Германии в 1672 г, потребовало даже того, чтобы их детей крестили на дому, дабы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий.

Содержание образования в учебных заведениях для дво­рян определялось традиционным требованием подготов­ки «воспитанного человека»: на первое место здесь высту­пали языки — французский, частично итальянский и ис­панский, а позднее и английский; изучались история в различных ее аспектах— общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено на­чало изучению математики и механики и их практическо­му применению в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцар­ским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

В годы Тридцатилетней войны особенно пострадали на­родные школы, что было связано с разрушением многих сель­ских населенных пунктов и мелких городов. Значительное число школ для народа прекратило свое существование из-за отсутствия мало-мальски грамотных людей, которые могли бы быть учителями.

Однако, как бы это парадоксально ни казалось, но именно в тяжелейшие годы накануне и во время войны в немецких протестантских княжествах зародились многие плодотворные идеи, касавшиеся всех сторон деятельности народных школ: всеобщность обучения, обучение на родном языке, при со­хранении в школах религиозного духа выдвижение на перед­ний план реальных знаний, упорядочение самого учебного процесса, создание дидактических пособий для учителей и учебников для учащихся и др.

Педагогические идеи В.Ратхе.

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, не­сомненно, Вольфганг Ратке (1571—1635), известный также под латинизированным именем Ратихий. Он родился в небольшом городке Вильстер недале­ко от Гамбурга, где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университете в Ростоке, изучая теоло­гию и философию. Однако его интересы очень скоро сосре­доточились на изучении иностранных языков и совершенст­вовании методов обучения им. Он стремился сделать обуче­ние иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидакти­ки.

В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, В. Ратке обратился к съезду «Франкфуртским мемориалом», в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни.

В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы во­просов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жиз­ни в Германии в целом.

В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по край­ней мере на первых годах школьных занятий, основное вни­мание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как они хорошо овладеют родным языком, сделав его базой для изучения и латинского, и новых языков. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке пред­ложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рам­ки простого школьного обучения: они были направлены про­тив монополии церкви в школьном деле и создавали прин­ципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» — школу родного языка — основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь — мальчи­ки и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помо­щью все нужные «науки и искусства».

Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах как бы программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии: в едином государст­ве должны быть один общий язык (на основе верхнене­мецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна предшест­вовать широкая реформа образования во всех немецких кня­жествах.

Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по спо­собу Ратихия» (1619), дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых язы­ков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные зна­ния, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немец­ком языке научных терминов, которые ранее использовались только в латинском варианте.

Из практики использования новых методов обучения род­ному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важней­шие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулиро­вал великий чешский педагог Я. А. Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к сле­дующим основным положениям, которыми должен руковод­ствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом при­роды, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изу­чать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от из­вестного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-види­мому, вытекает из философских идей его современников Ф.Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на до­статочные доказательства и опыт, пропущенные через собст­венный разум.