Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
В конце 80-х годов XVIII в. общественная ситуация во Франции существенно изменилась: экономический подъем середины века исчерпал себя, ухудшилось хозяйственное положение страны, развернувшаяся общественная борьба завершилась тем, что в 1789 г. произошла революция. Политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавали обновлению культуры, в том числе и образования.
В законодательные учреждения был представлен целый ряд проектов организации народного образования. Из-за начавшейся контрреволюции и реакции эти проекты не были претворены в жизнь, но идеи таких, например, общественно-политических деятелей, как Ж.А. Кондорсе и Л.М. Лепелетье, направленные против крайне устаревшей системы воспитания и обучения, оставили заметный след в истории педагогики и были прогрессивны для своего времени.
Жан Антуан Кондорсе (1743—1794) был одним из виднейших представителей французского Просвещения: философ, математик, экономист, политический деятель— защитник интересов крупной буржуазии — он, как никто другой, хорошо представлял себе ситуацию, сложившуюся в образовательной системе Франции. Зависимость школьного дела от политики, от государства, узость традиционного образования и, как результат, невежество народа привели его к мысли о необходимости коренных реформ в этой области.
В своем «Докладе об общей организации народного образования» (1792) Ж.А. Кондорсе предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления. Но так как независимость не может быть абсолютной, он рассчитывал поставить деятельность школ под контроль собрания народных представителей, самой неподкупной, удаленной от частных интересов власти. Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удовлетворения своих потребностей в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развить свои природные таланты и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан,
Школы должны быть государственными, а обучение — бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его.
Особо Ж.А. Кондорсе выделил в своем докладе мысль о том, что ни одна общественная власть не должна иметь права препятствовать распространению новых истин и обучению теориям, противоположным ее политике и интересам, мысль, не утратившая своего значения и в наше время.
Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени: начальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи.
На первой ступени детей должны учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка следует проводить гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны получать каждые 400 жителей.
Школы второй ступени, по проекту Ж.А. Кондорсе, должны были быть рассчитаны на детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах: по математике, естественной истории, химии, коммерции. В расширенном объеме учащиеся школ второй ступени должны были знакомиться с жизнью общества и основами морали. При школах второй ступени Ж.А. Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тыс. жителей.
На третьей ступени обучения, в институтах, по проекту Ж.А. Кондорсе, должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяйством, промышленностью, военным искусством, медициной и т и, Такие учебные заведения, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должны были быть учреждены в каждом департаменте.
На четвертой ступени образования, в лицеях, должны были готовить ученых, людей, для которых наука составляет занятие всей жизни. Здесь должны были получать образование и подготовку к практической деятельности и будущие преподаватели школ и институтов. На всю Францию Ж.А. Кондорсе считал достаточным создание девяти лицеев.
Возглавлять всю систему образования, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должно было Национальное общество наук и искусств типа современной академии наук, где члены избираются сообществом, входящим в это объединение. Члены этой организации должны были определять состав учителе всех типов школ.
В целом проект Ж.А. Кондорсе был очень прогрессивен. Преемственность ступеней образования, равенство в праве на образование всех людей, светскость школы, бесплатность обучения, усиление роли естественных наук — все это говорило в пользу проекта. Однако он не был принят, к сожалению, большинством Законодательного собрания.
Дальше Ж.А. Кондорсе в плане демократизации образования пошел Луи Мишель Лепелетье (1760—1793). По происхождению дворянин, во время революции он был убит королевским гвардейцем за то, что в Конвенте голосовал за казнь короля. Незадолго до смерти Л.М. Лепелетье написал «План национального воспитания», который на Конвенте доложил М. Робеспьер.
Обращаясь к проекту Ж.А. Кондорсе, Л.М. Лепелетье подчеркивал, что сам он осмелился предложить гораздо более широкую программу, которая могла бы способствовать национальному возрождению Франции путем «создания нового народа». Он полагал, что нужно решить проблему, состоящую из двух частей: народу нужно дать, во-первых, воспитание и, во-вторых, образование. И если образование, даже и доступнее для всех, является собственностью ограниченного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.
Свой проект он предназначат всецело для бедняков, но предупреждал, что если богатый — разумный человек, то и он одобрит его. Цель своего проекта он усматривал в установлении воспитания действительно национального, действительно республиканского, действительно доступного для всех.
Для этого, считал Л.М. Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 11 лет, без всякого различия и без всякого исключения обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики, так чтобы они, находясь под ее защитой, имели бы одинаковую одежду, пищу, образование и уход.
Всю тяжесть расходов на содержание этих учреждений он предлагал возложить на состоятельных людей.
Период с 5 до 12 лет Л.М. Лепелетье считал решающим для физического и морального развития человека. Именно поэтому за детьми в этом возрасте необходимы постоянные наблюдения, оказание им помощи,
До пяти лет ребенок должен быть предоставлен заботам матери, которой следует оказывать помощь советами, сделать для нее первоначальное воспитание ребенка не обременительной тяжестью, а источником радости и надежды.
По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте отечество получит ребенка из рук природы, а в 12 лет оно сделает его членом общества. Этот период, считал Л.М. Лепелетье, наиболее подходит для общественного воспитания, он утверждал, что этот возраст пригоден не только для изучения различных ремесел, но это также возраст, подходящий для изучения наук. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспитание и образование должны закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно и обучать всему в одной школе невозможно. Поэтому детей не следует запирать в стенах школы, а следует вести их в мастерские и поля.
Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания, каждый из которых вмещал бы от 400 до 600 учеников. Эти учреждения должны находиться недалеко от места проживания детей, с тем чтобы родители могли часто навещать их. На одного учителя должно приходиться по 50 учеников, что не будет обременительно для него, если старшие дети будут помогать в воспитании малышей.
Задачей таких школ должно было стать «приготовление первичного вещества», вооружение детей сведениями, «одинаково полезными гражданам в любом положении». Прежде всего, это должно было касаться физического воспитания, которое призвано развивать в детях силу, закалять их, учить переносить перемену погоды, усталость. Для этого необходимо соблюдение обязательного для всех режима.
Ребенок из бедной семьи найдет дома те же условия, что и в школе, а ребенок из богатой семьи быстро привыкнет дома к жизни, изнеживающей его, но даже в жизни богача могут быть такие обстоятельства, при которых «спасительная жесткость воспитания» пригодится ему.
Другим благом должна стать в результате воспитания привычка к труду. В детях следует воспитывать мужество в начинании трудной работы, энергичность, упорство в доведении ее до конца, т. е. все то, что характеризует трудолюбивого человека. Распределять свою жизнь, подчиняться точной дисциплине — вот еще две привычки, которые крайне необходимо привить детям.
Такое воспитание, по мнению Л.М. Лепелетье, должно было формировать такие «детские нравы», которые в итоге сделаются «национальными нравами», что породит новое молодое поколение Франции и приведет к обновлению нравов общества.
После долгих дискуссий Конвент принял решение о создании домов национального воспитания, но спустя несколько месяцев это решение было отменено. Идея Л.М. Лепелетье, таким образом, не была претворена в жизнь, хотя его идеи оказали воздействие на последующее развитие педагогической мысли в европейских странах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Часть 1
- Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- Рекомендуемая литература
- Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. До н. З.)
- Воспитание и образование в Византии
- Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
- Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры
- Рекомендуемая литература
- Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в
- Педагогические идеи я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
- Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
- Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
- Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
- Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
- Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
- Глава II
- Глава III Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и сша в хiх в (до 90-х годов)
- Глава IV
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII