Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
Развитие педагогической мысли и школы тесно связано с историей, экономическим и социально-политическим развитием страны. Становление школьного образования в северных, центральных и южных колониях европейских государств на территории Северной Америки значительно отличалось друг от друга. Южные колонии представляли собой огромные табачные плантации, принадлежавшие английским колонистам, где люди жили на значительном друг от друга расстоянии, что делало невозможным создание школ. Богатые землевладельцы в таких условиях обучали своих детей дома, нанимая учителей. Продолжали обучение дети богатых, как правило, в Европе.
Обучением детей рабов-негров, естественно, никто не занимался, за исключением миссионерских групп, которые организовывали их обучение с целью приобщения к чтению Библии.
Колонисты, обосновавшиеся в средних регионах приатлантической Америки, прибывали туда из разных стран, только из Англии, но и из Голландии, Германии, Испании и других европейских государств, с собственными религиозными убеждениями и культурными традициями. Это разнообразие взглядов так же не способствовало созданию единой общественной школы. Обособленные группы населения организовывали свои местные школы, среди которых преобладали школы ученичества, где дети обучались ремеслам, торговле и одновременно осваивали азы грамоты.
Северные же колонии в большинстве своем были заселены пуританами, англичанами крайне протестантского толка, которые не признавали англиканскую церковь, искавшую компромисс между католицизмом и протестантизмом, и за это преследовались в Англии. Именно они привезли с собой дух непокорства, приведший впоследствии к семилетней войне американских колоний за независимость от английского протектората, закончившейся образованием Североамериканских Штатов. В отличие от поселенцев южных колоний, они жили на близком расстоянии друг от друга, и это способствовало возникновению городов, открытию портов, развитию промышленности, что, в свою очередь, требовало хотя бы минимальной образованности населения. Эти условия явились предпосылкой появления первых общественных школ, которые организовывались за счет средств местной администрации и пожертвований частных лиц.
Уже первые законодательные акты Северных Штатов свидетельствуют о стремлении соотнести школу с потребностями развивающейся промышленности и фермерского хозяйства. Можно утверждать, что уже в те времена американская школа стала пропитываться духом практицизма.
Несмотря на то, что на первых порах переселенцы из разных стран сохраняли представления о характере воспитания и образования, вывезенные ими с родины, со временем английская школьная традиция оказалась самой влиятельной в процессе формирования собственно американской системы образования.
Народное образование в Америке в процессе своего становления стремилось учитывать как обязательства государства в отношении граждан, так и обязательства граждан по отношению к государству.
В целях распространения образования стали появляться законы, предписывающие каждой общине, насчитывающей более пятидесяти домов, содержать за свой счет учителя для обучения детей. Так, закон штата Массачусетс во избежание пренебрежительного отношения родителей к образованию их детей постановлял в каждом городке выделить людей, способных обучать детей чтению, пониманию канонов религии и законов государства. В общине, превышающей сто донов, предписывалось открывать учебные заведения по типу английской грамматической школы. Вследствие появления таких законодательных актов возникло как бы соревнование общин, явившееся дополнительным стимулом развития образования. Со временем обязанности общины в отношении общественного образования стали все более увеличиваться, Несколько общин объединялись в учебные округа, в обязанности которых входило содержать помимо элементарной школы школу повышенную — английскую или латинскую.
В результате просветительской деятельности общин появилось значительное количество воспитательных домов для маленьких детей, грамматические школы, приходские школы, благотворительные учебные заведения, основанные миссионерами, и т.д.
Нужно отметить, что качество обучения во всех этих учебных заведениях далеко не всегда отвечало требованиям общества. Оно было формальным, велось плохо подготовленными учителями, в школе использовались различного рода наказания, в том числе и физические.
Огромное влияние на развитие школ в Америке оказала ставшая популярной в то время идея видного английского экономиста У. Петти (1623—1687) о создании образовательных трудовых домов для детей всех сословий, в которых помимо элементарного образования учащимся давались бы специальные знания, полезные с экономической точки зрения, и предусматривалось бы их участие в производительном труде.
К началу XVIII в. в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни. В них предусматривались четыре часа учебных занятий в день и четыре часа работы в мастерских. В число учебных предметов были включены и новые дисциплины — счетоводство, деловая документация, оформление торговых операций и некоторые другие. Школы практической ориентации стали приобретать все больший авторитет, а грамматическая школа, целью которой была подготовка к поступлению в колледж, все больше и больше теряла свое значение.
По мере роста благосостояния отдельных слоев общества состоятельные люди увидели опасность в «необразованных голодранцах» и поэтому охотно выплачивали налоги на образование их детей в залог собственного спокойствия. Вместе с тем, получив несколько позднее право голоса, низшие слои населения сами стали требовать образования для своих детей, видя в нем возможность утвердиться в обществе.
Начало среднему образованию в США было положено еще в 1635 г. открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах. Гордостью поселенцев Новой Англии стал Гарвардский колледж, открытый в 1636 г. и получивший свое название в честь английского министра Дж. Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего колледжу половину своего имущества и библиотеку. Программа обучения в нем в основном соответствовала европейскому образованию — изучались латинский и греческий языки, логика, философия, а также некоторые предметы естественно-научного цикла. Выпускники колледжа имели возможность продолжить обучение в европейских университетах. Позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета.
Когда идеи Просвещения, распространившиеся по всей Европе, дошли до Америки, первыми их подхватили государственные деятели. В процессе своего становления американское просветительское движение испытывало сильное влияние английской философии, идей Дж. Локка, Э. Шефтсбери, этической концепции «Школы нравственного чувства», согласно которой понятие добра отождествлялось с удовольствием и пользой для человека. Исходя из того что человек по природе добр и неиспорчен, а все зло проистекает от ограниченности, невежества и необразованности, американские просветители свое стремление к «царству разума» связывали с осуществлением прогрессивных общественных преобразований.
Одной из самых оригинальных и самобытных фигур раннего периода американского Просвещения был Бенджамин Франклин (1706—1790). Сын бостонского ремесленника, он в двенадцатилетнем возрасте начал трудовую жизнь. Проучившись всего два года в начальной школе, он всю жизнь упорно занимался самообразованием и стал крупным ученым в области естествознания, экономики, философии, литературы. Его научная деятельность получила мировое признание — он был избран членом нескольких академий, в том числе и Российской академии наук. Б. Франклин содействовал просвещению своих сограждан, выпуская газету, основывая образовательные учреждения, открывая библиотеки и т.д. В 1728 г. в Филадельфии по его инициативе было организовано философское просветительское общество — «Клуб кожаных фартуков», которое строилось по образцу средневековой Флорентийской академии: его членом мог стать любой желающий — от подмастерья до государственного деятеля. На заседаниях общества обсуждались важнейшие проблемы морали, политики, экономики, образования.
На одном из заседаний этого клуба по вопросу реорганизации школьного образования Б. Франклин изложил свою педагогическую концепцию. Не умаляя значения естественных знаний, но возражая против ранней профессионализации в школе, он обосновывал необходимость такого образования, которое научило бы самостоятельно учиться, способствовало бы приобретению любых нужных в дальнейшем знаний. Б. Франклин предложил проект школы, где не только обосновывались структура и содержание образования, но и давались подробные рекомендации по организации и методике обучения, организации физических упражнений учащихся. Он решительно критиковал схоластическую систему образования, требуя, чтобы школа обучала учащихся наукам, а не теологии, полагал, что всякая религия — это сказка, сочиненная людьми для определенных целей; Объективная реальность — это тот мир, в котором живет человек, и он должен знать прежде всего законы, по которым развивается мир, а не только Библию. В первом классе, согласно его проекту, дети должны были изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного содержания рассказы. Второй класс должен быть посвящен более глубокому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произведениями мировой литературы с тем, чтобы дети могли излагать прочитанное с пониманием его смысла. В третьем классе уже возможно изучение риторики, древней истории, естествознания. В четвертом классе ученики должны приобрести познания из довольно широкого круга различных наук. Пятый класс отводился на прохождение курсов логики, философии и натурфилософии. И, наконец, в шестом классе все время обучения должно быть посвящено толкованию произведений выдающихся классиков литературы античного периода.
По проекту Б. Франклина в 1751 г. была образована в Филадельфии Академия, состоявшая из общеобразовательной школы трех направлений — латинской, дающей строго классическое образование, английской грамматической, имеющей филологическую направленность, и математической. Таким образом, учащимся предоставлялась возможность выбора интересующего их типа образования. Эти школы были частными, в них учились как мальчики, так и девочки. Школы такого типа стали быстро распространяться по всей Америке, позднее их выпускники стали готовиться к работе учителями в начальной школе.
Видным деятелем американского Просвещения являлся и один из президентов Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джефферсон (1743—1826). Он утверждал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет.
Стремление обеспечить свободу, независимость и благосостояние американского народа, который только еще формировался, заставляло государственных деятелей уделять большое внимание вопросам просвещения. В 1779 г. был опубликован разработанный Т. Джефферсоном проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором обосновывался статус школы как всеобщей, бесплатной, обязательной. В публичных выступлениях Т. Джефферсон призывал отказаться от практики посылать молодых американцев в Европу для получения образования, аргументируя это тем, что на чужбине едва ли можно научиться необходимо полезному для своей страны, и за время учебы они отвыкают от родного языка и становятся далеки от родной почвы.
Чувство Родины у молодого поколения переселенцев еще не сформировалось, и это было одной из проблем, волновавших общественность. Т. Джефферсон выдвинул идею создания такой системы образования и воспитания, которая помогла бы решить многие насущные проблемы страны. При активном его участии была разработана модель трехступенчатой общеобразовательной школы. Первая ступень представляла собой начальную трехлетнюю школу, имевшую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а также познакомить с ремеслами, необходимыми им в обиходе. На второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для развивавшихся сельского хозяйства и промышленности. В учебный план входили прикладная математика, земледелие, мореплавание и т.п. В школе второй ступени предполагалась, как мы, бы сказали сейчас, дифференциация обучения. Выделялись два направления: одно — для тех, кто интересовался ремеслами и сельским хозяйством, и другое — для тех, кто был склонен к наукам и собирался продолжить обучение дальше. Третья ступень являлась школой трехгодичного обучения для совершенствования знания и навыков по выбранному в школе второй ступени направлению. Эта модель была первой попыткой освободиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования.
Идеалу нравственного воспитания, соответствующего американскому образу мышления и представлению о морали, больше всего отвечала система воспитания в обосновавшейся в штатах общине Моравских братьев, о которой говорилось выше, строившей свою жизнь на демократических принципах равенства всех членов общины, вовлечению всех в трудовую деятельность, развития стремления к самообразованию и самостоятельности.
С целью создания условий для развития просвещения и стимулирования самообразования широких народных масс по инициативе Т. Джефферсона в штате Виргиния была открыта первая публичная библиотека. Позже в этом же штате был основан университет, ректором которого стал сам Т. Джефферсон; превративший его в центр культуры всей южной части северных штагов Америки.
В результате поиска типа школы, отвечавшей потребностям общественного развития нового государства, к концу XVIII в. в американских штатах сложилась общеобразовательная школа с бесплатным девяти- или двенадцатилетним сроком обучения и состоявшая из начальной школы, школы средней ступени и старшей школы, называвшейся по-разному — дополнительной, избранной, соединительной и т.д. В программу начальной школы входило чтение, письмо, арифметика, пение и труд. На средней ступени преподавались грамматика, литература, языки, естественная история, география. В школе старшей ступени изучались геометрия, химия, всеобщая история, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в высшую школу.
Весьма видную роль в американском Просвещении сыграл Томас Пейн (1737—1809). Его философский трактат «Век разума» дал, по сути дела, название всей эпохи. Это название настолько емко определяло суть и своеобразие того времени, что с тех пор век Просвещения называется «веком разума».
По приезде Т. Пейна из Англии в Филадельфию в 1774 г. началась его политическая и литературная деятельность. Его исходной идеей была мысль об отделении Америки от Англии. В своем памфлете «Здравый смысл» (1776), который за месяц разошелся по всей Америке большим тиражом и был прочитан почти всем грамотным населением, он убедительно доказывал последствия экономического вреда, наносимого стране политической и экономической зависимостью от Англии. Выступая за развитие национальной американской культуры и видя путь этого развития во всеобщем образовании, он обращал внимание на то, что просветительская деятельность должна быть тесно связана с социальным движением. Несмотря на то, что Т. Пейн вошел в историю как деятель американского Просвещения, его взгляды в некотором отношении противоречили идеям европейских просветителей. Их идее установления «царства разума и свободы» путем распространения знаний и системы воспитания он противопоставлял свою, заявляя, что не просвещение масс ведет к социальным преобразованиям, а, напротив, социальные преобразования создают условия для равноправного, свободного образования и воспитания. Вместе с тем он, несомненно, внес вклад в развитие просветительского движения, обосновывая необходимость создания строго демократической системы школ. Главной задачей школы он считал нравственное воспитание молодежи.
Просветительское движение в Америке, связанное с борьбой за независимость, со становлением и укреплением нового государства, явилось, безусловно, прогрессивным течением. Несмотря на противоречивость многих его положений, общечеловеческие принципы эпохи американского Просвещения и опыт их реализации оказали весьма существенное влияние на дальнейшее развитие американской педагогической мысли и становление си
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Часть 1
- Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- Рекомендуемая литература
- Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. До н. З.)
- Воспитание и образование в Византии
- Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
- Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры
- Рекомендуемая литература
- Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в
- Педагогические идеи я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
- Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
- Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
- Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
- Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
- Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
- Глава II
- Глава III Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и сша в хiх в (до 90-х годов)
- Глава IV
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII