Глава II
В историю духовной культуры, важной составляющей частью которой является педагогика, ХVIII в. вошел как век Просвещения. Особенностью русского Просвещения стало не только стремление освободить человеческий разум от церковных догм, но и переосмысление самого христианского учения.
От переосмысления уже сложившихся Традиций в области духовной жизни русское Просвещение сделало шаг вперед к формированию новой национальной культуры в целом и во взглядах на воспитание в частности. Стремление создать сильное светское государство не могло быть реализовано людьми, мыслящими религиозно-догматическими категориями; только новый человек, светски образованный, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий в то же время национальные традиции, готовый на подвиг ради процветания Отечества вот нравственный идеал, к которому стремились русские просветители. Рассматривая школу и педагогическую мысль эпохи Петра I, следует иметь в виду, что уже до него ощущалось постеленное усиление воздействия на Россию как западноевроевропейских образцов устройства школьного дела, так и педагогических воззрений. Этот процесс исподволь создавал базу для коренного преобразования всех социальных институтов, включая и школьные реформы, осуществленные в царствование Петра I. Понятно, что для всего этого необходимы были достаточно подготовленные исполнители, что и вызвало к жизни создание в России системы общеобразовательных и профессиональных школ, включая высшие учебные заведения. Именно в это время вместо традиционного на Руси слова «училище» в русский язык прочно входит слово «школа». Петровские школы и академии отражали тенденцию приобщения России к западноевропейской секуляризованной культуре, науке и образованию.
История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий — Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Обе они, доставшись в наследство ХVIII в. от века ХVII, претерпели значительную модернизацию, прежде всего в направлении «латинизации» образования, копирования уже устоявшихся на Западе схоластическо-богословских методов обучения, характерных для классического университетского образования.
Основанная еще в 1632 г., Киево-Могилянская коллегия в 1701 г. получила название академии и стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс ее католизации. Основателем коллегии был Петр Могила (1596/97—1647), сын молдавского господаря Симеона, человек, с именем которого связано просветительское движение, развернувшееся в России уже в ХVIII в. в условиях ее сближения с Западом. Петр Могила был известен как богослов и философ, книгоиздатель и дипломат. В число предметов, преподававшихся в созданной им Киево-Могилянской коллегии, входили помимо традиционного для того времени богословия европейская философия, риторика логика, латинский, старославянский, древнегреческий и древнееврейский языки и такие науки, как география, математика, астрономия, механика и др.
В Киево-Могилянскую академию принимали всех способных к учебе молодых людей независимо от социального положения и этнической принадлежности. В первых четырех классах им преподавали традиционные для Европы семь свободных искусств с добавлением поэтики стихосложения и языков - украинского, русского, польского и греческого, два последующих года отводились изучению философии, а последние четыре года — богословия. Нужно отметить, что в процессе учебных занятий не обходились вниманием и достижения европейской науки — философские и специально- научные труды Лейбница, Спинозы, Ньютона, Паскаля, Эйлера и других ученых.
В лекциях соратников П. Могилы — Феофана Прокоповича по натурфилософии, Стефана Яворского по психологии в центре внимания была идея о самораскрытии природы человека через науку и откровение Божие. Непременным атрибутом процесса познания признавалась «рассудительность», т.е. действие рассудка и ума. Эти мысли вполне соответствовали светски ориентированной культуре эпохи Просвещения.
Большое значение в этом учебном заведении придавали проблеме изучения человека, его месту в мире, воспитанию, духовно-нравственному совершенствованию. Целью обучения была подготовка образованных людей, способных решать раз личные задачи, прежде всего, в области просвещения и образования.
Преподаватели и выпускники академии и стали видными носителями и проводниками просветительских идей в России. Часть их, в первую очередь Феофан Прокопович и Стефан Яворский, стали ядром так называемой «петровской ученой дружины» — интеллектуального объединения деятелей русского Просвещения эпохи Петра I.
Московская славяно-греко-латинская академия, основанная как высшее учебное заведение еще в последней четверти ХVII в. под названием эллино-греческой академии, в ХVIII в. приобрела новый облик, сближавший ее во многом с Киево-Могилянской. Она была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковно-славянскому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейского типа на латинском языке.
Московская академия для обновляемой России была не просто традиционным богословским учебным заведением, но прежде всего учреждением, дававшим общее начальное, сред нее и высшее образование, местом подготовки учитёлей практически для всех типов зарождавшейся государственной светской школы. Из ее стен вышли такие деятели отечественного просвещения, как Карион Истомин, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов и многие другие.
В первые годы ХVIII столетия основатели Академии, выходцы из Греции, братья Софроний и Иоанникий Лихуды были отстранены от преподавательской деятельности в академии. Они боролись за то, чтобы в сфере российского образования не копировались западноевропейские образцы, а сохранялся православный характер. Однако победа была за сторонниками западноевропейской ориентации, покровителем которой был сам царь Петр I.
В 1706 г. братьями Лихудами была основана вторая высшая школа в Новгороде, где за 20 лет ими было подготовлено большое количество православной российской интеллигенции, но в 1726г. она была закрыта.
Петровские реформы в области образования проводились выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий и людьми, получившими западноевропейское образование.
Одним из первых поддержал преобразования Петра I Иван Тихонович Посошков (1652—1726), выходец из семьи зажиточного крестьянина-ремесленника ставший новгородским предпринимателем, а с 1687 г. — соучастником преобразовательской деятельности Петра I. Свои реформаторские идеи И.Т. Посошков изложил в сочинении «Книга о скудости и богатстве», написанном в 1724 г. как своеобразное завещание потомкам. В этой книге изложены его философско-педагогические идеи, частности мысль о том, что распространение грамотности среди населения, создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений являются основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры.
Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в тех проектах, которые были представлены И.Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения, так как носили общегуманистический, идеально просветительский характер, а Петр 1, император крепостной России, выдвигал на первое место быструю подготовку людей, достаточно подготовленных к конкретному виду деятельности и обладавших для этого нужными знаниями, сноровкой и деловыми качествами.
И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с такими новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его произведении «Завещание отеческое к сыну своему» (1705). Это педагогическое сочинение даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха. Однако содержание его вполне отвечало духу эпохи Просвещения. Главной задачей он считал «книжное научение», а основными языками обучения называл латинский и польский, В то же время И.Т. Посошков требовал от учителя критического отношения к латинским учебным книгам. Достижения светской западноевропейской науки он советовал рассматривать с позиций православной традиции, а многое он просто не принимал, например, считая, что Коперник «Богу соперник».
Автором еще одного проекта был Федор Салтыков (ум. в 1715 г.) — представитель той части дворянской аристократии, которая поддерживала реформы. Сам Ф. Салтыков был родственником царя Петра, сыном тобольского воеводы, стольником и дипломатом. Он обучался в Голландии и Англии морскому делу. Его перу принадлежал проект учреждения Академии наук и другие проекты развития просвещения в России.
Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя, руководствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две «академии», использовав для этого доходы монастырей; в эти «академии» пригласить иностранных ученых и набирать учеников дворянского и других сословий, обязав отцов отвечать за образование своих детей от 6 и до 23 лет. Выпускники «академий» должны были переходить на гражданскую или военную службу.
Содержание обучения мыслилось им достаточно широко: языки —латинский, греческий, немецкий, английский, французский; грамматика русского языка, риторика, поэтика, философия, богословие, общая история; арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование.
Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, как это было принято в его время, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он советовал учреждать ремесленные и торговые училища. По мнению Ф. Салтыкова, если в каждой из «академий» будет обучаться по 200 студентов, то через 17 лет Россия сравняется с европейскими государствами во всех «свободных науках» и опередит их в дальнейшем.
Особое же место в кругу «ученой дружины» вокруг Петра I занимал Феофан Прокопович (1681—1 736). Идеолог и интеллектуальный наставник этой «дружины» Феофан (в миру Елисей) Прокопович родился в Киеве в купеческой семье. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии и коллегии св. Афанасия в Риме. В годы обучения он подолгу жил в университетских городах Швейцарии и Германии, в частности в Лейпциге и Иене. В 1704 г. Ф. Прокопович вернулся в Киев, где в это время ректором академии был его дядя, в честь которого, приняв монашеский постриг, он получил имя Феофан. В Киеве Ф. Прокопович был профессором, проректором, а затем ректором Киево-Могилянской академии. В ней он преподавал поэтику, риторику, философию, этику. Уже в эти годы Ф. Прокопович снискал себе славу великолепного ритора, проповедника, ярого сторонника широкого просвещения. Именно в Киево-Могилянской академии услышал Ф. Прокоповича Петр I, и его идеи просвещения понравились царю. После победы русских войск под Полтавой (1709) Петр 1 все чаще стал обращаться к Ф. Прокоповичу за советами, а в 1715 г. взял его в Санкт-Петербург, где тот руководил Святейшим Синодом, участвовал в создании Санкт-Петербургской академии наук и Московской духовной академии. В эти годы Ф. Прокоповичем были написаны важные сочинения, ставшие обоснованием идеи просвещенного абсолютизма: «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».
«Гимн просвещению» — так оценивали современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Ф. Прокопович изложил программу нового школьного обучения. Центром новой образовательной структуры должна была стать академия, как единая и всеобщая школа, многолетняя и многоступенчатая, все ступени которой взаимосвязаны. Академия, как единая и всеобщая школа, мыслилась как обще образовательная; при ней планировалось создание семинарии по образцу монастыря. Образ жизни воспитанников та кой семинарии должен был быть замкнутым, изолированным от окружающей жизни, от влияния родных и привычной среды.
Задолго до эпохи Екатерины II Ф. Прокопович усматривал теснейшую связь между образованием как средством под готовки, формирования нового человека и прогрессом общественного развития, новым устройством государства.
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Сам он видел необходимость в создании различного типа школ, главной задачей которых была бы профессиональная подготовка. Различные по содержанию обучения гарнизонные, русские, цифирные, артиллерийские, адмиралтейские горнозаводские, медицинские, разноязычные или переводческие, архиерейские, типографские и другие школы создавались по указам и даже при личном контроле самого Петра Образцом для большинства «петровских школ служила Школа математических и навигационных наук, открытая в Москве в 1701 г. в помещении Сухаревой башни. Деятельность этой школы находилась под непосредственным контролем и опекой Петра I. Специально для организации работы этой школы и в Москву были приглашены профессор Эбердинского университета (Шотландия), математик и специалист в области мореплавания Г. Фарварсон и еще двое преподавателей этого же университета. Здесь же работал и выдающийся деятелей отечественного просвещения, выпускник Славяно-латинской академии Л.Ф. Магницкий.
Деятельность Л.Ф. Магницкого
Леонтий Филипович Магницкий (1669 - 1739) внес огромный в методику светского школьного обучения петровской эпохи и в дело подготовки отечественных кадров. По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал собственный учебник - «Арифметика сиречь наука числительная» — опубликовал его после двухлетней практической проверки в 1703 г. Эта учебная книга знаменовала собой рождение действительно нового учебника, соединявшего в себе отечественную традицию с достижениями западноевропейской методики преподавания точных наук. Арифметика Л.Ф. Магницкого являлась основной учебной книгой по математике до середины ХVIII в., по ней учился М.В. Ломоносов.
Учебник Л.Ф. Магницкого имел характер прикладного, собственно даже утилитарного пособия для обучения всем основным математическим действиям, включая алгебраические, геометрические, тригонометрические и логарифмические. Учебники навигацкой школы на аспидных досках копировали содержание учебника, формулы и чертежи, осваивая не теоретически, а практически перечисленные отрасли математики.
Содержание математических знаний изучалось последовательно по принципу от простого к сложному математические расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой специалистов в области фортификации, геодезии, артиллерийского дела и др.
Широко применялись Л.Ф. Магницким разнообразные средства наглядности. К учебнику прилагались различные таблицы и макеты. В навигацкой школе использовался широкий круг наглядных пособий — модели кораблей, гравюры, чертеж, приборы, рисунки и т.п.
Уже титульный лист «Арифметики» был своеобразным символическим наглядным пособием, отображавшим содержание учебника, что в известной степени облегчало школьникам усвоение математики, так как сам текст был написан для детского понимания языком. Сама арифметика как наука была изображена в виде аллегорической женской фигуры со скипетром — ключом и державой, восседавшей на троне, к которому ведут ступени лестницы с последовательным перечислением арифметических действий: «счисление, сложение, вычитание, умножение, деление». Трон был помещен в «храме наук своды которого поддерживают две группы колонн по четыре в каждой. Первая группа колонн имела надписи: «геометрия, стереометрия, астрономия, оптика» и покоилась на фундаменте, на котором был написан вопрос: «Арифметика что дает?» Вторая группа колонн имела надписи: «меркатория (так именовали в те времена собственно навигацкие науки), география, фортификация, архитектура». Таким образом, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого по своей сути являлась своеобразной математической энциклопедией, носившей ярко выраженный прикладной характер. Этот учебник положил начало принципиально новому поколению учебных книг. Он не только не уступал западноевропейским образцам, но и был составлен в русле русской традиции, для русских учеников.
Л. Ф.Магницкий осуществлял руководство всей учебной работой школы, начиная с первой ее ступени. Для подготовки учеников к обучению в собственно навигацкой школе при ней были организованы два начальных класса, носивших название «русской школы», где учили чтению и письму по-русски, и «цифирной школы», где детей знакомили с началами арифметики, а для желающих преподавали еще фехтование.
Все учебные предметы изучались в навигацкой школе последовательно, переводных и выпускных экзаменов не было, учебники переводились из класса в класс по мере выучки, а само понятие «класс» означало не элемент классно-урочной системы, которой еще в России не было, а содержание обучения: класс навигации, класс геометрии и т.п. Выпускали из школы по мере готовности ученика к конкретной государственной деятельности или по требованию различных ведомств, остро нуждавшихся в образованных специалистах. На освободившееся место сразу набирали новых учеников.
Учение в навигацкой школе приравнивалось к службе, поэтому ученики получали так называемые «кормовые деньги». Ученики при поступлении обеспечивались книгами и обходимыми учебными пособиями, которые обязаны были вернуть по окончании класса в сохранности. Ученикам выдавались таблицы логарифмов, географические карты, для записи вычислений — аспидные доски, грифели, карандаши также линейки и циркули. По сути дела, школа была полностью на государственном обеспечении.
Жили ученики кто в самой школе, кто на квартирах неподалеку от школы. В 1711 г. число учеников школы выросло до 400.
Л. Ф. Магницкий ввел в практику выделение из числа лучших учеников «десятских», которые в своей десятке надзирали за поведением, порядком. Личным указом Петра I в 1707 г. была введена жесткая система наказаний для учащихся за разного рода провинности. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли казну школы. В случае неуплаты штрафов применялись телесные наказания, за побег школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. Так ми варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре.
Выпускники навигацкой школы служили не только на флоте; в указе Петра I от 1710 г. говорилось, что выпускники этой школы пригодны для службы в артиллерии, в гражданских ведомствах, в качестве учителей начальных школ, архитекторов и т.п. Отдельные выпускники навигацкой школ были отправлены за границу для продолжения образования.
Одновременно с навигацкой школой в том же 1701 г. и ее образцу в Москве была открыта артиллерийская, или пушкарская, школа, которая должна была готовить специалистов для армии и флота. Учащихся в нее набирали в возрасте от 7 до 25 лет, обучали русской грамоте, счету и сразу же начинали готовить к профессии инженера. Учителей и в навигацкой, и в пушкарской школах готовили прямо на месте из наиболее способных и соответствующих этой функции учеников.
Помимо государственных школ, ставивших задачу быстрого начального образования и профессиональной подготовки, В петровскую эпоху стали открываться частные школы, во многом послужившие образцом для последующего разлития школьного дела в России.
Еще в ХVII в. в Москве на р.Яузе сформировалась «иноземная» Немецкая слобода, где переселенцы из Западной Европы организовывали для своих детей школы по европейскому образцу. Жители этой слободы оказали определенное образовательное воздействие на молодого Петра I и его ближайшее окружение.
В июле 1701 г. руководитель школы при немецкой церкви в Ново - Немецкой слободе в Москве Николай Швиммер царским указом был назначен переводчиком латинского, ненецкого и голландского языков при Посольском приказе — государственном органе международных отношений. Одновременно ему было вменено в обязанность создать школу, в которой учились бы все желающие независимо от чинов. В ноябре 1701 г. Н. Швиммер начал обучение первых шести учеников латинскому и немецкому языкам на основе западноевропейской методики. Сначала он учил их чтению и письму по немецки, затем разговорной речи, а уже затем — латыни, откраивавшей путь в науку.
Учебным пособием была книга самого Н. Швиммера «Вход латинскому языку», свидетельствующая о его знакомстве с известным учебником латинского языка Я.А. Коменского. Однако в 1703 г. эта школа была закрыта, а ученики были переданы новому учителю — пастору Эрнсту Глюку.
Пастор Э. Глюк был образованным человеком, хорошо знакомым с новейшими педагогическими идеями Западной Европы. Еще в 1684 г. он разработал проект системы обучения на родном языке в среде русских старообрядцев в Лифляндии, где тогда жил и сам Э. Глюк, для них он перевел на разговорный русский язык славянскую Библию, написал русскую азбуку и ряд школьных учебников. В ходе русско-шведской войны Э. Глюк был взят в плен и доставлен в Москву, где в начале 1703 г. ему было поручено Петром I обучать русских юношей немецкому, латинскому и другим языкам. Несколько позже, в 1705 г. в Москве, на углу улицы Маросейки и Златоустинского переулка, в палатах боярина Василия Федоровича Нарышкина по царскому указу была открыта собственная школа Э. Глюка. В ней должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов. Из государственной казны на содержание школы выделялось 300 рублей, по тем временам огромная сумма. В школе обучали географии, этике, политике, истории, поэтике, философии; латинскому, французскому и немецкому языкам. Уделялось внимание и «светским наукам» — танцам, светским манерам, верховой езде. Кроме перечисленных предметов, изучение которых было обязательным, желающие могли изучать шведский и итальянский языки.
Занятия в школе начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера для младших классов и в 8 часов вечера для старших. Распорядок дня школы позволяет сделать вывод о том, что здесь применялась новая для российских школ форма организации обучения — классно-урочная, при которой дети: одной возрастной группы объединялись для изучения того или иного предмета; практиковались уроки для повторения и запоминания уже изученного материала, являвшиеся обязательной формой учебной работы для учителей и учеников.
В 1721 г ближайшим соратником Петра I Феофаном Прокоповичем была создана школа, ставшая образцом для своего времени, прежде всего для семинарий и архиерейских школ Школа Ф. Прокоповича располагалась в его доме, что было характерно для церковного образования предшествующего периода. При школе имелась обширная библиотека более чем в тридцать тысяч томов.
Для созданной им школы Ф. Прокопович в 1721 г. написал устав — «Регулы семинарии преосвященного Феофан архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого». Устав этот по строгости внутреннего распорядка напоминал уставы иезуитских школ Западной Европы, признанных в то время лучшими общеобразовательными учреждениями, но по содержанию обучения школа Ф. Прокоповича была русской школой, стремившейся решать одновременно задачи широкого общего образования и православного воспитания молодежи.
Учащихся в школе было мало: за 15 лет ее существования в ней прошло обучение всего 160 человек. Предпочтение отдавалось детям-сиротам или детям бедных родителей. Распорядок дня был очень жестким: подъем в 6 утра, в 7— уборка, после — молитва, с 8 часов утра и до 8 часов вечера шли занятия.
В школе Ф. Прокоповича изучались закон Божий, риторика, логика, русский, латинский и греческий языки, арифметика, геометрия, музыка, история. Кроме того, учащихся обучали рисованию, пению, поэтике. Школа была ориентирована на подготовку образованного человека, способного применять свои знания в различных сферах деятельности. Поэтому в отличие от многих современных ей школ «семинария» Ф. Прокоповича не ставила цель какой-либо собственно профессиональной подготовки учащихся. После смерти Ф. Прокоповича одна часть учащихся была отправлена для: продолжения обучения в другие учебные заведения того времени, а другая — в различные канцелярии и ведомства.
Татищев
Василий Никитич Татищев (1686—1750), известный как создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и удилищ», «духовная моему сыну», «Учреждение, коим порядкам русским школам имати поступать», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.
В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские профессиональные школы, видоизменяясь, но сохраняя первоначальное назначение, существовали до конца ХIХ столетия.
В.Н. Татищев был ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли ХVIII столетия. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
Школы, по его мнению, должны были формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя «разумного эгоиста», что в известной мере предвосхищало основную педагогическую идею Н.Г. Чернышевского. В его понимании «разумный эгоизм» должен был предполагать в первую очередь осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу, т.е. уметь различать добро и зло и идти по пути добра.
В содержание общего образования, которое должно предшествовать профессиональному, по В.Н. Татищеву, должны были входить: письмо, грамматика родного языка, обучение красноречию, иностранные языки, математика, физика, ботаника, анатомия, русская история, отечественные законы, география врачевание, умение владеть оружием. Главная задача обучения на этом этапе — освоить, по его словам, «нужные науки» Они должны были дополняться «науками щегольскими» поэтикой, музыкой, танцами, живописью. В совокупности они должны были служить целям самопознания и подготовки к практической жизни В связи с этим значительное место в общем образовании следовало уделять домоводству — обучению ведению домашнего хозяйства
В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составленной В.Н. Татищевым на основе изучения им школьного дела в Швеции, где он стажировался по горнозаводскому делу, и собственного педагогического опыта содержались методические рекомендации учителям. С точки зрения В.Н. Татищева, учитель — не только преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин, но и воспитатель молодежи, который готовит ее к полноценной жизни в обществе и к труду.
Он должен подходить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, больше внимания уделяя тем предметам и наукам, к которым ученик проявляет склонность.
Методы обучения, предлагаемые В.Н. Татищевым, вполне традиционны для российских училищ того времени. В частности, он рекомендовал широко использовать метод обучения старшими учениками младших. Для начального обучения им рекомендовался учебник Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», а в качестве прописей — листы заводской документации. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др., по мере практической надобности.
Проблемам школьного обучения и нравственного воспитания детей дворянского сословия посвящено произведение В.Н. Татищева «Духовная моему сыну» (1734). В содержание
образования дворянских детей он помимо письма и знания законов вводил широкий круг точных и прикладных наук: арифметику, геометрию, пушкарское дело, фортификацию, русскую историю и географию, немецкий язык, открывающий путь к новой европейской школьной учебной книге. После школьного этапа образования дворяне с 18 до 30 лет должны были, по мнению В.Н. Татищева, развивать свои познания, умения и навыки, находясь на государственной службе, и лишь после 30 лет они должны были думать о женитьбе.
Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в домашних условиях под влиянием родственников. Качества личности, которые следовало у них воспитывать, В.Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия в делах и т.п. Программу воспитания дворянина, таким образом, В.Н. Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.
Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившемся уже после его смерти, но по его проекту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с под чиненными ей академическими университетом и гимназией (1726). Необходимо подчеркнуть, что это было не учебное, а научное учреждение, хотя при нем по обыкновению того времени и осуществлялась определенная педагогическая работа.
Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого. Гимназия состояла из двух отделений: немецкая школа (3 года обучения) и латинская школа (2 года обучения). Основными учебными предметами были языки, словесность, история, география, математика и естествознание. В 1726 г. к обучению в ней приступило 112 человек, дети из знатных семей.
Из-за границы в Академию наук было приглашено 16 известных европейских ученых, преимущественно из германских университетских центров. Однако, следует заметить, что если в Западной Европе начала ХVIII в. уже был высок интерес к естественно-научным знаниям, вызванный развитием промышленной цивилизации и рациональной философии, и Удовлетворялся он, прежде всего, в частных школах и обществах то в крепостнической России в государственной Академии наук копировали уже устаревший университетский порядок с его традиционными, уходящими в средневековье методами схоластического обучения. И все же опыт деятельности Академии наук послужил основанием для создания через 30 лет первого в России светского высшего Учебного заведения и научного центра, в том числе и центра развития русской педагогической мысли — Московского университета.
Развитие просвещения в России потребовало создания новых собственно российских учебных книг. С 1708 г. книги стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний церковно-славянский. Эта перемена возникла как бы сама бой. В эпоху Петра I книги печатались не только в Росси, но и за границей, в частности в Амстердаме. При печатании возникали чисто технические трудности изготовления витиеватых церковно-славянских литер. В результате некоторые славянские буквы в своих очертаниях были приближены к латинским, резкие углы сглажены, утолщения исчезли и печатные буквы в голландских изданиях приобрели легкость и округлость, которых не было в московской церковной печати. С января 1708 г. на основе царского указа и московских типографии приступили к печатанию книг новым шрифтом. Это в итоге значительно облегчило процесс обучения письму и чтению. Цифровой текст стали набирать арабскими цифрами, вышли новые арифметические таблицы, что упростило и приблизило к мировым стандартам изучение математических дисциплин в русских школах.
Новым шрифтом были напечатаны первые книги, ставшие учебниками «Геометрия, славенские землемерие», «Приклады, како пишутся комплименты разные на немецком языке, то есть писания патентантов к патентантам поздравительные и сожалительные и иные, такожде между сродников и приятелев». В 1708 г. была переиздана учебная книга «Букварь языка славенска сиречь начало учениям детям, хотящим учитеся чтения писаний». В том же году появилось печатное руководство по правилам этикета — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное из разных авторов».
В эпоху петровских преобразований, внесших изменения во все сферы экономики и культуры, резко меняется быт семей, прежде всего в среде дворянского сословия. В это время на государственном уровне вырабатываются строгие требования к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах «Юности честное зерцало». В нем говорится, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а опираться на правила нового придворного этикета. Одно из требований — говорить с детьми в домашних условиях на иностранных языках, обучать детей советским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице, учить танцам, умению красноречиво говорить. Данное произведение на мысль, что путем домашнего воспитания можно сформировать настоящего дворянина, подготовить его бедующей придворной деятельности.
Просвещение и школа после Петра 1
Преемники Петра 1— Екатерина 1, Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника. Петровские школы за редким исключением во второй четверти ХVIII в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде дворянских, учебно-воспитательных учреждений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания, когда гувернеры и «мадамы» учили языку и манерам, а домашние учителя — наукам и т.п.
Правда, нужно отметить, что в отдельных дворянских семьях того времени дети получали превосходное домашнее образование, дававшее им возможность даже поступать в европейские университеты. Например, известная российская деятельница эпохи Просвещения княгиня Е.Р. Дашкова, став матерью, специально изучала педагогическую литературу. Особенно ее привлекали идеи французских просветителей относительно всестороннего воспитания и энциклопедического образования, которые она использовала в процессе воспитания собственного сына, подготовив его к поступлению в Эдинбургский университет, где он в 13 лет получил степень магистра искусств».
Домашнее воспитание зависело от множества факторов: благосостояния родителей, их социальной ориентации, характера деятельности главы дома, возможности приглашать действительно образованных гувернеров и профессиональных Учителей. Именно в это время накапливался уникальный российский опыт домашнего образования детей в дворянских Усадьбах, превращавшихся порой в своеобразные воспитательно-образовательные, культурные центры, такие как, например, усадьба вице-канцлера елизаветинской России графа М.и. Воронцова, известного покровителя М.В. Ломоносова, который выписывал из-за границы подготовленных учителей. Так в России постепенно складывался идеал особого дворянского воспитания.
Оставшиеся школы, созданные при Петре I, после его смерти подверглись серьезным преобразованиям. Так, цифирные Школы с 1744 г. слились с гарнизонными, архиерейские школы, в том количестве, как это предполагалось, созданы не были, а те, что действовали далеко, не походили на образовательные центры, какими их мыслил и создавал Феофан Прокопович.
С воцарением Анны Иоанновны одной из первых сословных дворянских привилегий стало открытие специальных школ для «шляхетских» дворянских детей. Оформилась и своеобразная разная система дворянского воспитания.
Все дворянские дети в 7 лет должны были привозиться в Петербург на т.н. смотр и записаться у герольдмейстера или в Москве и губернских городах у губернатора. Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток, или как его тогда называли «недоросль», должен был уметь Хорошо читать и писать. Следующая ступень обучения, дома ил государственных школах, предполагала изучение арифметики, геометрии, закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все содержание обучения дворянских детей в возрасте от 7 до 16 лет.
В 16 лет знания юношей проверял Сенат Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, составляли география, фортификация, история. Учащиеся инженерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими «учеными людьми» данью традиции петровской эпохи в рассматриваемый период было сохранение права обучения даже в закрытых дворянских учебных заведениях для детей разночинцев, но содержание обучения здесь было дифференцировано разночинцев не учили «дворянским наукам», таким как фехтование, танцы, верховая езда и т. п. Постепенно образование становилось средством обоснования привилегированного положения дворянства.
Педагогическая деятельность Ломоносова
Развитие педагогической мысли и школы в России 40—6О-х годов ХVIII в неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.
Жизненный путь М.В. Ломоносова хорошо известен все образованным людям. Еще в школе мы узнаем, «как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и Велик» (Н. Некрасов). Сын поморского крестьянина, самоучка он в 19 лет, скрыл свое происхождение, поступил в Славяно- греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и чёловека, его внутреннего психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при академии наук, где не только овладел основами наук того времени но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.
В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете в Марбурге позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие плодотворное воздействие идей Х. Вольфа, Р. Декарта и особенно Г.В. Лейбница.
М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.
В 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик. В 50-е годы центр деятельности М.В. Ломоносова переместился в Москву, где в 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа как бы «первым нашим университетом».
В 40—50-е годы ХVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в Русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий.
Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая, и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цель просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
В Петербургской академии наук уже в 40-е годы ХVIII в. шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой научной замкнутости академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов академии и государственного развития России.
К середине ХVIII в. гимназия и университет при Академии наук пришли в упадок. В гимназии преподавание, сути дела, было сведено к изучению латинского и немецкого языков. В университете положение было не лучше. Лекции регулярно читавшиеся в первые шесть лет со времени е открытия, прекратились, крупные ученые уходили из университета, студентов оставалось буквально единицы.
М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось и с 50-х годов он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа И.И. Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского университета.
В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым словом в отечественной педагоги и методике, заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. О охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включавшая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские язы учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике.
В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем: дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.
В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета, языком обучения, как и в университете в целом, был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.
Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших школьников проводились публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту западноевропейской педагогики.
Любимый ученик и последователь М.В. Ломоносова, ректор университетской гимназии Н.Н. Поповский (1730—1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России. Следуя идеям своего учителя, М.В. Ломоносова, он доказывал, что перенос на российскую почву западноевропейской педагогики требует вдумчивого и творческого подхода, что он необходим в целях создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.
В 50-е годы в типографии Московского университета одно временно с сочинением Д. Локка был издан и классический учебник латинского языка «Мир чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского, поскольку в то время латинский язык открывал доступ студентов к более полному освоению Основ наук. Однако сам процесс обучения в университете, по мысли М.В. Ломоносова и его последователей, должен был осуществлять на родном языке.
Еще один ученик и продолжатель дела М.В. Ломоносова, известный ученый-лингвист и профессор Московского университета А.А. Барсов (1730—1791), который, как и его учитель, Получил общее образование в Славяно-греко-латинской академии и специальное в академическом университете Петербурга, специально занимался разработкой проблем воспитания и школьного обучения. В педагогическом сочинении «Краткие правила российской грамматики... в пользу обучающегося юношества в гимназии Московского университета» (1773), он доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, ибо это язык отечественной науки культуры.
За период с 1760 по 1765 г. к обучению на юридическом, философском и медицинском факультетах университета гимназиями были подготовлены 24 человека. После смерти М.В. Ломоносова (1765) Московский университет в том виде, как он его создал, практически перестал существовать.
Значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые убедительно показали, что наука, включая педагогику, должна быть поставлена на службу отечеству и народу.
На протяжении всего ХVIII в. продолжала существовать православная традиция обучения детей в простонародной крестьянской и посадской, среде. Образование крестьянс4х детей было вне сферы внимания государства и оставалось вне школьных новообразований и преобразований. Оно зависело от инициативы самого населения, удовлетворявшего свою потребность в грамотности и книжной образованности, как и во времена Московской Руси, путем приглашения «мастер грамоты», которых в ХVIII в. называли «самоходными» или «вольными учителями». Эти «вольные учителя» обучали по традиции, используя рукописные азбуки и церковные книги, элементарной, необходимой в практических целях грамоте, чтению, счету и письму.
Элементарной грамоте крестьянские дети обучались священниками и другими церковными лицами. Официальными церковными типографиями в ХVIII в. издавались азбуки, буквари, псалтыри и часовники, которые служили учебными книгами. Псалтыри начинались методические рекомендациями, известными еще в допетровское время «Наказание ко учителям, како им учити детей грамоте», часовники статьей «Об учителях иже учат младых отрочат грамоте». Грамотные родители по этим книгам могли сами обучать чтению своих детей. О том, что уровень традиционного обучения мог подниматься на значительный уровень, говорит, как мы видели, жизненный путь М.В. Ломоносова, получившего элементарное образование именно таким путем.
Более серьезное внимание обучению детей грамоте и книжному самообразованию в ХVIII в. уделялось в старообрядческой среде. Общины старообрядцев занимали автономное положение в Российской империи. В этой среде были созданы училища, где обучали прежде всего «словесным наукам» по своим собственным учебникам. Отстаивая старинную традицию обучения детей по церковным книгам, старообрядцы не были чужды и современного им опыта школьного преподавания. Известна созданная видным старовером Андреем Денисовым (1674—1730) и его последователями оригинальная «Риторика», построенная по всем правилам школьной науки того времени.
В Поморье, в Сибири и в самом центре России, особенно в нынешней северо-восточной части Московской области, сложились старообрядческие культурные центры, продолжавшие на протяжении всего ХVIII в. развивать образовательную традицию Московской Руси ХIV—ХVII вв. В старообрядческой среде почти все крестьяне были грамотны, причем не только мужчины, но и женщины. Следует отметить, что в старообрядческих скитах обучались мальчики и девочки крестьян окрестных сел, не принадлежащих к старообрядческому движению.
Просвещение в России Екатерины Великой
В 60—80-е годы ХVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной, как в предшествующую эпоху, целью воспитания. Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое общее образование с профессиональной выучкой.
Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Джона Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в русском переводе стал в начале царствования ее настольной книгой. Несомненно и влияние на императрицу и ее ближайшее окружение идей французских философов. От Ж.-Ж. Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дени Дидро — идею о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях, от К.А. Гельвеция и Вольтера — энциклопедический арак образовательных программ, от русских просветите лей — внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя великой России. В воспитании Екатерин видела главное условие формирования, по ее выражению «новой породы людей». Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины ХVIII в., так называемый «Наказ императрицы Екатерины II . Этот документ закрепил за каждым сословием строго ответственное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным, в рамках своего сословия. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание. Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих их сословию. Далее, считала Екатерина II, надо прививать детям любовь к отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность является источником зла. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который должен быть образцом истинной гражданственности.
Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной II прежде всего у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом его демократическим педагогическим взглядам она относилась отрицательно. У Ж.-Ж. Руссо эта идея имела иное содержание. Прочитан в 1763 г. его трактат «Эмиль, или о воспитании», она так выразила свое отношение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время».
Антисословная, антипатриархальная сущность педагогической теории Ж. Руссо была неприемлема для Екатерины II, но идея создания «новой породы людей», как таковая, пути создания, формы и методы, подсказанные французским просветителем, не могли не привлечь ее внимания.
Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху должна была способствовать система закрытых учебных заведений. В школах, созданных по строго сословному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конкретного сословия.
В 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина...», являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта книга стала как манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции этой учебной книги лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было быть воспитание религиозное, воспитание в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.
Идеи книги «О должностях человека и гражданина» следовало закреплять в умах учащихся. С этой целью в начале 80-х годов Екатерина II сама написала произведения, носящие педагогическую направленность, — «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», которые означали поворот к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением.
Это направление педагогической мысли Екатерины II развивал ее ближайший сподвижник митрополит Платон Левшин (1737—18 11), создатель и покровитель духовных училищ России, которые он превратил в своеобразные гуманитарные школы, ориентированные на вкусы и понятия светского «просвещенного» общества, но хранящие заветы религиозного воспитания добродетелей «ума и сердца». Обращение к традиции христианского воспитания характерно для выдающихся православных мыслителей ХVIII в. Тихона Задонского (1724—1782) и Паисия Величковского (1722—1784), которые оказали сильное влияние на религиозно-педагогическую мысль России начала следующего столетия.
Педагогические Взгляды и деятельность И.И. Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704—1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера.
И.И. Бецкой был внебрачным сыном князя И.Ю. Трубецкого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Его педагогические взгляды формировались под влиянием . Коменского, д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы. Именно ему
Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно - образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.
В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, в бранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании дет от рождения до юношеств (1766) И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Оптимальной формой организации воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5—6 лет и находиться в нем до 18—20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Таким образом предполагало воспитать «новых отцов и матерей», а те, в свою очередь, должны были воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности.
План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770), Воспитательного общества благородных девиц в Петербург (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное за ведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, Индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося
Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей свело на нет практически все благие намерения И.И. Бецкого. Попытка приглашения учительских кадров из-за границы положения дел не изменила. Особое разочарование принесла ему деятельность воспитательных домов, где собственно и должна была реализоваться его идея о превосходстве воспитания над обучением. Сюда поступали подкидыши и незаконнорожденные младенцы, которые, по планам Екатерины II и И.И. Бецкого, должны были всесторонне воспитываться, получать начальное образование, а затем и профессиональную подготовку в мастерских. В отчете о состоянии дед в Московском воспитательном доме в 1755 г. Бецкой писал, что ни одна из воспитательно-образовательных задач здесь не решалась, опять же из-за крайней некомпетентности и корыстолюбия воспитателей и мастеров.
Не лучше обстояло дело и в училище для мальчиков при Академики художеств. Согласно уставу в училище было три класса по три года обучения в каждом. Здесь обучали русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, истории, географии, мифологии. Окончившие училище, выдержав экзамен, поступали в Академию художеств или занимались практической деятельностью по своей специальности. В 1772 г., посетив училище, И.И. Бецкой с разочарованием писал о том, что не нашел здесь духа высокого просвещения. Подобным же образом характеризовалась им деятельность училища при Академии наук и преобразованного им на основе новых педагогических идей Сухопутного шляхетского корпуса. Широкий круг общеобразовательных дисциплин не способствовал нравственному развитию воспитанников, методика «вести детей играл и с приятностью», как он ее называл, не вела к должной образованности, и вся его гуманная теория воспитания на практике оказалась несостоятельной.
Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение.
Собственно название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого воспитательного учреждения — Николаевской половиной. Вторая его половина носила название Александровского училища.
На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, имевших чин не ниже полковника или статского советника, а на Александровскую — дочерей мелкопоместных дворян от чина штабс-капитана, титулярного советника до полковника, коллежского советника, а также дочерей священнослужителей, внесенных в третью часть дворянской книги. При нем было училище для малолетних девушек, мещанское отделение, где готовили для деятельности в роли будущих учительниц и воспитательниц (1765). Принципы сословности и замкнутости воспитания соблюдались очень строго.
Ученицы-дворянки были объединены в возрастные группы-классы, имевшие свою форму как знак отличия. Девочки младшего возраста 5—9 лет носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами», девочки подросткового возраста 9—12 лет одевались в голубые платья, с 12—15 лет серые, а в 15—18 лет на занятия ходили в зеленых, на балы - в белых платьях.
Прием в первый возрастной класс должен был проводиться, по первоначальному замыслу, один раз в три года. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать с дочь домой. Содержание обучения было разработано с том педагогических новаций того времени и включало изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. На практике серьезно изучались лишь языки — французский и немецкий.
Важной задачей воспитателей было приучение воспитанниц к чтению, прежде всего назидательных французских романов, что должно было побуждать любовь к труду как и источнику всякого добра, воспитывать сострадание к бедным. С целью всестороннего воспитания в Смольном институте 1770-е годы действовал любительский театр, где ставили пьесы известных русских драматургов, например «Семиру» А.П. Сумарокова.
Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительских кадров. Здесь готовили преподавательниц как для самого института, так домашних учительниц, воспитательниц. С 90-х годов ХVIII в девушки дворянского сословия также получили право обучаться на этом отделении.
Подготовка «дам-преподавательниц» и воспитательниц была очень важным делом, так как в России екатерининской эпохи повсеместно стали появляться частные пансионы, где преподавали иностранки, не имеющие педагогического образования, зачастую обучая лишь языку, манерам и танцам.
Просветительские взгляды на воспитание и обучение детей высказывались не только сторонниками и исполнителями идей императрицы, но и ее оппонентами и противник. Довольно умеренным критиком образовательной политики Екатерины II являлся Николай Иванович Новиков (1744— 818) По характеристике Екатерины II он был «человек ум и опасный», хотя и являлся сторонником просвещенной монархии, но был без суда и следствия заключен ею в Шлиссельбурскую крепость.
Н.М. Новиков был более социальным мыслителем и издателем, нежели педагогом. Как издатель он вел активную просветительскую деятельность, публикуя переводы трудов Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Как философ он исследовал проблему человека и его нравственного формирования, считая, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через невежества и полноценное образование.
Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству, его патриотов, борцов против «рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова. Будучи по своему мировоззрению просветителем, он полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, будут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества — необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.
Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал современную ему систему дворянского воспитания: домашнее воспитание, вверенное зачастую далеким от педагогики людям; Воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью, праздному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в закрытых сословных учреждениях, оторванное от реальной жизни, — это не воспитание в подлинном смысле этого слова.
Свою педагогическую позицию Н.И. Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание, по его мнению, включает в себя три основные части: физическое воспитание, осуществляемое с целью постижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого ни Один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, не может быть хорошим гражданином, и образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей.
Воспитание в закрытых учебных заведениях Н.И. Новиков считал неправильным и отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образован, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе.
Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил, семейному воспитанию и разумно организованному домашнему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. В этом плане он был прямым противником идеи Екатерины II, предполагавшей изоляцию детей от родителей. Положительный пример родителей рассматривался им как определяющее средство воспитания.
Н.И. Новиков прекрасно понимал, что указы, педагогические трактаты, как бы хороши они ни были, не дадут положительного эффекта, если не подготовить для воплощения педагогических идей профессионально образованного учителя. Необходимо, по его убеждению, не только специально готовить учителей, но и создавать условия для достойной их жизни. Настоящий учитель-воспитатель должен быть нравственной личностью, образцом для воспитанников во всех отношениях.
Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782—178б гг. В этот период своего царствования она во многом пересмотрела свою просветительскую позицию и сделала акцент на создание школ для мещан, общеобразовательных учебных заведений в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы людей» она в это время не обращалась.
Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским. План реформы и сопутствующие ему материалы были подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1 741—1814) — австрийским педагогом, православным, сербом по национальности, приглашенным в Россию по рекомендации австрийского императора Иосифа II . Ф.И. Янкович в этой комиссии играл главную роль. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западноевропейским уровнем развития школьного дела.
В 1786 г. Комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной реформы «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах — главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах — малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу...» во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.
Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной и Главные училища предполагалось создавать из четырех классов. Содержание обучения первых двух классов соответствовало содержанию обучения в малых училищах; в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начало всеобщей истории, географию, физику, механику, геометрию, Евангелие. После окончания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных на родных училищ дополнительно обучали латинскому и еще одному иностранному языку, преимущественно немецкому. В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных — шесть. Содержание народных училищ было возложено на местные власти.
Комиссия издала также «Правила для учащихся в народных училищах» (1783), дополнявшие «Устав...» четким перечнем обязанностей школьников. На основании этих правил прием в училища осуществлялся 2 раза в год — летом и зимой. Зимой учились с 8 до 11 часов утра и после обеда с 2 до 6 часов дня, а летом — с 7 до 10 и с 2 до 5 часов дня. Занятия начинались молитвой, обучение было совместным для мальчиков и девочек, хотя сидели они порознь. Учитель должен был следить за тем, чтобы мальчики и девочки вместе из Школы не выходили. Телесные наказания запрещались. По дробно расписаны были и правила поведения вне школы и дома, основанные на традиции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени.
В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-австрийского педагога И.И Фельбигера, адаптированное к русским условиям Ф.И. Янковичем. «Руководство...» разъясняло смысл и порядок классно-урочной системы, которая до этого времени Российскими учителями не практиковалась. «Руководство...» считалось официальной, т. е. обязательной к исполнению в педагогическом процессе, дидактикой. Оно состояло из четырех частей.
Первая часть была посвящена методике работы с классом. Учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не учить каждого поодиночке. Рекомендовалось в качестве одного из методов преподавания выполнять серию упражнений с постепенным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса и т.д.
Вторая часть содержала отдельные методики преподаваемых в народном училище предметов; третья — характеризовала личность учителя и его профессиональные качества; четвертой части речь шла об организации всей школьной жизни, строго регламентировалась вся деятельность учителя.
Народные училища, созданные в эпоху Екатерины II, явились новым для России типом учебных заведений, предназначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ потребовались новые учебные книги. Основным пособием стала книга «О должностях человека и гражданина» (1783). Книга была издана в двух вариантах: для учащихся и для учителей; где содержались методические рекомендации, а по сути — перечень вопросов, которые учитель должен задавать детям.
Учебник был разделен на четыре части. Во введение к нему цель воспитания определялась как достижение человеком благополучия, которое возможно лишь при верноподданническом отношении к самодержавному строю, верности своему сословию, христианской добродетельности, телесном здоровье и трудолюбии.
В первой части раскрывались особенности внутреннего мира человека и были выделены разделы о душе, памяти, воле разуме и т.д. В этой части книги разъяснялись также обязанности человека, долге перед Богом, перед ближним и перед самим собой.
Во второй части речь велась о физическом воспитании, говоря словами учебника, «попечении о теле». Учащимся да вались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и ухода за больными, разъяснялись причины заболеваний и т.п.
В третьей части учителю давались рекомендации, как ориентировать учеников на реалии внешнего мира, как вводить их в круг общественных обязанностей добропорядочного подданного.
В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволяло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности
Были составлены и другие учебники для народных училищ. Впервые для школы был написан учебник по естествознанию — «Начертание естественной истории» (1786), которым пользовались в школах до 1828 г. Автор учебника В.Ф. Зуев (1754— 1794) опирался на принцип научности и доступности изложения материала. К учебнику прилагался зоологический атлас, которым учителя пользовались как наглядным пособием. Впервые на русском языке в нем методически грамотно и наглядно раскрывалась эволюционная теория, охватывая вопросы геологии, ботаники и зоологии.
Профессором Московского университета Е.Б. Сырейщиковым (ум. 1790) для народных училищ была написана «Краткая российская грамматика» (1787). В предисловии к учебнику автор изложил дидактические и методические рекомендации, в основу которых были положены принципы последовательности и связи изучаемого материала с жизнью. Учителям советовалось не побуждать детей к зазубриванию, а использовать яркие примеры, разъяснять трудные места, добиваться усвоения изученного материала путем повторения.
Известный российский математик и физик, племянник М.В. Ломоносова, М.Е. Головин (1756—1790), преподаватель Петербургского главного народного училища, создал для народных училищ учебные пособия по арифметике, геометрии, механике, физике, сопроводив их методическими рекомендациями и наглядными пособиями. В «Кратком руководстве к геометрии» (1786) давались методические рекомендации не только учителям, но и учащимся. Советы автора учащимся свидетельствуют об учете им возрастных особенностей детей и опоре на принцип наглядности.
Новая система учебных заведений и новые учебники требовали и подготовки новых учителей. В 1783 г. стараниями Ф.И. Янковича в Петербурге в Главном народном училище началась подготовка учителей, способных профессионально работать в условиях классно-урочной системы преподавания. Для этой цели из Петербургской Александро-Невской духовной семинарии, где ранее уже предпринималась попытка организовать подготовку учителей для народных училищ, были направлены лучшие студенты, склонные к учительской деятельности.
В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава Главного народного училища и стала первым в России высшим учебным педагогическим заведением, выпустившим из своих стен к концу ХVIII в. более 400 учителей низших и высших классов народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина II.
Количество народных училищ в России было, в общем, небольшим: к концу века насчитывалось всего 288 таких учебных заведений, в которых обучалось немногим более 20 тыс. детей, девочки составляли лишь десятую часть всех школьников. Нас не должно вводить в заблуждение Название «Народные» училища, поскольку подавляющее большинство детей из простого народа и практически все дети крепостных крестьян были лишены возможности обучаться в этих государственных, организованных по западноевропейскому образцу школах. Учились здесь дети дворянского сословия, духовенства и части купечества.
Подобное положение дел не могло не вызвать резкой оппозиции государственной образовательной политике. Наиболее ярким ее представителем в конце ХVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Он не был профессиональным педагогом, но как просветитель крайнего революционного направления обращал серьезное внимание на задачи и Пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России.
А.Н. Радищев требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны Отечества» должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те и другие должны получить соответствующее воспитание и образование. Его Педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате, они рассеяны по таким его Произведениям как «Слово о Ломоносове», «Вольность», главы «Зайцево» и «Кресьцы» в «Путешествии из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества» и «Рассуждение о труде и праздности». Печатное слово было его единственным средством борьбы против империи, тем не менее Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева».
А.Н. Радищев был человеком эпохи, шедшей на смену просвещения. Его цель — не исправлять мир и его нравы средствами просвещения а ниспровержение строя, где царит социальная поэтому, с его точки зрения, требуется не просто воспитание, а Политическое воспитание человека, Всесторонне Подготовленного к труду по переустройству общества на основе идеала справедливости.
В общем, следует признать, что в течение ХVIII в. в России в основном была создана сеть учебных заведений — малых главных народных училищ — с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едины учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д.
В сфере образования и педагогической мысли Россия выпала на качественно новый уровень: были созданы и проверены на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования ХIХ в.; была разработана система идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего отечества, ставших питательной средой для раз вития русского общественно-педагогического движения первой половины ХIХ в.
- Часть 1
- Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- Рекомендуемая литература
- Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. До н. З.)
- Воспитание и образование в Византии
- Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
- Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры
- Рекомендуемая литература
- Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в
- Педагогические идеи я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
- Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
- Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
- Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
- Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
- Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
- Глава II
- Глава III Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и сша в хiх в (до 90-х годов)
- Глава IV
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII