Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
К середине XVIII в. произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения. Это движение сложилось под влиянием английского Просвещения, возникшего ранее, и в известной степени готовило духовную почву для Французской революции XVIII в. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения считали своей задачей обоснование необходимости перестройки общества согласно требованиям разума, реализации «естественных», прирожденных прав человека путем просвещения народа.
Система образования во Франции XVIII столетия не предоставляла возможности для реализации идей просветителей. Как и в других странах Европы, основной ее задачей было религиозно-нравственное воспитание, в традиционных школах царили схоластика и муштра, что никак не отвечало идеям просветителей, мечтавших воспитать людей, способных построить свою жизнь на разумных началах.
Среди этой группы мыслителей следует особо выделить К.А. Гельвеция и Д. Дидро. На основе сенсуалистических воззрений Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) строил свою психологию, учение о морали, развивал педагогические идеи, которые изложил в сочинениях «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Средством для создания всеобщего счастья К.А. Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания. Различие в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях он относил исключительно к влиянию внешней среды, не признавая врожденных способностей человека. Для того чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетельным, необходимо усовершенствовать прежде всего науку и воспитание, полагал он. В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие. Главным условием успешного воспитания К.А. Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа. Отсюда вытекала и его мысль об общественном воспитании.
Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был, пожалуй, француз Дени Дидро (1713—1784), который являлся вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей которого были пропаганда естественно-научных знаний — сильнейшего оружия против традиционной идеологии.
Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.
В своем труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» Д. Дидро критиковал К.А. Гельвеция за недооценку задатков, заложенных в человеке природой, а свои мысли о народном образовании он изложил в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленного по просьбе Екатерины II. Д, Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Он предлагал пересмотреть состав предметов, преподававшихся в школах, выдвигая на первый план предметы естественного цикла, способные обеспечить связь с потребностями жизни и производства.
Считая, что школа должна давать широкие, разносторонние знания, Д. Дидро высказал свои соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников.
Особое внимание Д. Дидро уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил прежде всего глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям. Признавая необходимость образования для всего народа, Д. Дидро выступал за отмену сословных ограничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечивала бы бесплатное всеобщее начальное обучение.
Французские просветители стремились к осуществлению своих идей через развитие наук и искусства, и только Ж.-Ж. Руссо подошел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций.
- Часть 1
- Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно- общинного строя
- Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
- Рекомендуемая литература
- Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. До н. З.)
- Воспитание и образование в Византии
- Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
- Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры
- Рекомендуемая литература
- Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в
- Педагогические идеи я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
- Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
- Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
- Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
- Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
- Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
- Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
- Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
- Глава II
- Глава III Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и сша в хiх в (до 90-х годов)
- Глава IV
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII