logo
История педагогики_учебник

Педагогическая мысль во Франции XVIII в.

К середине XVIII в. произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названи­ем французского Просвещения. Это дви­жение сложилось под влиянием английского Просвещения, возникшего ранее, и в известной степени готовило духовную почву для Французской революции XVIII в. Продолжая гу­манистические традиции эпохи Возрождения, деятели Про­свещения считали своей задачей обоснование необходимос­ти перестройки общества согласно требованиям разума, реа­лизации «естественных», прирожденных прав человека путем просвещения народа.

Система образования во Франции XVIII столетия не предо­ставляла возможности для реализации идей просветителей. Как и в других странах Европы, основной ее задачей было религиозно-нравственное воспитание, в традиционных шко­лах царили схоластика и муштра, что никак не отвечало иде­ям просветителей, мечтавших воспитать людей, способных построить свою жизнь на разумных началах.

Среди этой группы мыслителей следует особо выделить К.А. Гельвеция и Д. Дидро. На основе сенсуалистических воззрений Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) строил свою психологию, учение о морали, развивал педагогические идеи, которые изложил в сочинениях «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

Средством для создания всеобщего счастья К.А. Гельве­ций считал изменение законов и улучшение воспитания. Раз­личие в человеческих воззрениях, идеях, умственных способ­ностях он относил исключительно к влиянию внешней сре­ды, не признавая врожденных способностей человека. Для того чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетель­ным, необходимо усовершенствовать прежде всего науку и воспитание, полагал он. В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие. Главным условием успешного воспита­ния К.А. Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа. Отсюда вытекала и его мысль об общественном воспитании.

Самой яркой фигурой среди философов-просветителей был, пожалуй, француз Дени Дидро (1713—1784), который яв­лялся вдохновителем, организатором, редактором и одним из основных авторов знаменитой «Энциклопедии, или Толково­го словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей которого были пропаганда естественно-научных знаний — сильнейшего оружия против традиционной идеологии.

Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания в формирова­нии человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социаль­ные условия, в которых происходит становление личности.

В своем труде «Систематическое опровержение книги Гель­веция «Человек» Д. Дидро критиковал К.А. Гельвеция за не­дооценку задатков, заложенных в человеке природой, а свои мысли о народном образовании он изложил в «Плане уни­верситета или школы публичного преподавания наук для Рос­сийского правительства», составленного по просьбе Екатери­ны II. Д, Дидро наметил новые принципы организации про­свещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Он предлагал пересмотреть со­став предметов, преподававшихся в школах, выдвигая на пер­вый план предметы естественного цикла, способные обеспе­чить связь с потребностями жизни и производства.

Считая, что школа должна давать широкие, разносторон­ние знания, Д. Дидро высказал свои соображения о содержа­нии учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимоза­висимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно под­ходить к обучению, поощрять способных учеников.

Особое внимание Д. Дидро уделял подбору учителей, об­ладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил прежде всего глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям. При­знавая необходимость образования для всего народа, Д. Дид­ро выступал за отмену сословных ограничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государст­венных школ, которая обеспечивала бы бесплатное всеобщее начальное обучение.

Французские просветители стремились к осуществлению своих идей через развитие наук и искусства, и только Ж.-Ж. Руссо подошел к рассмотрению этих проблем с более широких позиций.