35. Биотические факторы в экологии рыб.
Биотические факторы — это формы воздействия живых существ друг на друга.
Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения у рыб. Внутривидовые связи у рыб проявляются в образовании стад, популяций, стай, скоплений, колонии, а также в пищевых взаимоотношениях. Популяция - это одновидовая разновозрастная самовоспроизводящаяся группировка рыб, приуроченная к определенному месту обитания и характеризующаяся определенными морфобиологическими показателями. Колебания численности популяции зависят от выживания икринок и личинок на ранних стадиях развития, интенсивности промысла и обеспеченности рыб пищей. Каждая популяция может распадаться на весенне- и летненерестующие расы, приспособленные к определенным условиям инкубации икры. Большинству видов рыб свойствен одиночный образ жизни (щука, сом, скаты, гигантская акула, луна-рыба и др.). 4 тыс. видов являются стайными.Стая (косяк)- это группировка близких по возрастному и биологическому состоянию рыб, объединяющихся на более или менее длительный период. Различают следующие типы структуры стай рыб: ходовая (все рыбы движутся в одном направлении), кругового обзора (рыбы малоподвижны и ориентированы в разные стороны), оборонительная (стая стремится ускользнуть от хищника), питающаяся.Скопление— это огромная масса рыбы, представляющая собой ряд стай, которые могут сливаться или быть обособленными. Скопления бывают нерестовые, нагульные, миграционные и зимовальные.Колонии— это временные защитные группировки рыб, состоящие из особей одного пола. Они образуются на местах размножения для защиты кладок икры от врагов. Внутривидовой паразитизм, являющийся одним из проявлений многогранных взаимоотношений у рыб, наблюдается у глубоководных удильщиков, крошечные самцы которых прирастают к телу самки и питаются через ее кровеносную систему. Важное значение в жизни рыб имеют внутривидовые пищевые взаимоотношения.Межвидовые взаимоотношения у рыб довольно разнообразны и проявляются в форме пищевой конкуренции, хищника и жертвы, мирного сожительства, паразитизма и др.
Понятие о фаунистическом комплексе. Фаунистический комплекс— это группа видов, связанных общностью своего географического происхождения, т.е. развитием в одной географической зоне, к абиотическим и биотическим условиям которой они приспособились. Основные фаунистические комплекты пресноводной и солоноватоводной ихтиофауны России: Бореальный предгорный (хариус, речной гольян и др.) Бореальный равнинный (щука, карась, окунь, ерш, плотва и др.) Арктический пресноводный (сиги, нельма, лосось, налим и др.) Арктический морской (камбалы, рогатка, колюшки и др.) Понтокаспийский пресноводный (лещ, красноперка, жерех и др.) Понтокаспийский морской (сельдь, бычки, морской судак и др.) Третичный равнинный пресноводный (сазан, вьюн и др.) Переднеазиатский (храмуля, быстрянки, гольцы и др.) Нагорноазиатский (маринка, гольцы, османы и др.) Туркестанский равнинный (лжелопатоносы, щуковидный жерех, остролучка, гольцы и др.) Индоафриканский (змееголов, косатки и др.) Китайский равнинный (амур, верхогляд, колючий горчак, востробрюшка).
Взаимоотношения рыб с другими животными и растениями. У рыб существуют тесные связи не только между собой, но и с другими водными животными, беспозвоночными и позвоночными, а также с растениями, бактериями и вирусами. Многие заболевания рыб имеют бактериальную или вирусную природу. Вирусными заболеваниями являются краснуха и инфекционная водянка у карпов, бактериальными — фурункулез и др. Светящиеся органы некоторых рыб включают в себя особые бактерии, которые светятся при контакте с кислородом. Водоросли и высшие растения создают благоприятные условия для жизни рыб. Многие рыбы используют растительность как субстрат при откладывании икры. Есть рыбы, которые сооружают гнезда из кусочков растительности (колюшка трехиглая). Ряд рыб используют плавающие водоросли для откладывания икры (сайра). Водоросли и высшие растения являются объектами питания растительноядных рыб. Молодь питается простейшими (инфузориями). Паразиты из жгутиковых поселяются на коже, в кишечнике, крови; корненожки поражают органы пищеварения и выделения. Кишечнополостные используются рыбами для питания. Только кораллы поедаются некоторыми рыбами и являются убежищем для них. Некоторые кишечнополостные являются хищниками и уничтожают личинок и молодь рыб. Черви - круглые, малощетинковые и многощетинковые имеют важное значение в пище рыб. Моллюски играют важную роль в питании многих видов рыб — плотвы, воблы, русского осетра, бычков, камбал и др. Личинки двустворчатых моллюсков паразитируют на жабрах и плавниках рыб. Ракообразные имеют наибольшее значение в питании рыб. Ими питаются сельдевые, анчоусовые, скумбриевые и др. Насекомые и их личинки являются важными пищевыми объектами пресноводных и солоноватоводных рыб. Мальков рыб поедают крупные стрекозы. Земноводные употребляются в пищу змееголовом, форелеокунем, сомом, щукой и др. В свою очередь лягушки уничтожают икру и молодь промысловых рыб. Пресмыкающиеся - водяные змеи, крокодилы, черепахи - полностью или частично питаются рыбой. В прудовых хозяйствах совместно выращивают карпа и уток.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.