52. Опорно-двигательный аппарат человека.
Костный скелет составляет механический остов тела человека. Кости, соединения между ними и мышцы складываются в опорво-двигательный аппарат. Движения, которые происходят в местах соединения костей, осуществляются мышечной тканью, способной активно сокращаться. Поэтому кости с их соединениями относят к пассивной части опорно-двигательного аппарата, а мышцы — к активной его части. Скелет состоит из скелета туловища (позвоночник и кости, составляющие грудную клетку), скелета головы (череп) и скелета верхних и нижних конечностей. Кости позвоночника и нижних конечностей выполняют опорную функцию. Двигательную функцию рычагов выполняют преимущественно кости конечностей. Череп и позвоночный канал образуют хорошо защищенные вместилища для головного и спинного мозга, кости грудной клетки защищают от внешних воздействий сердце и легкие, а кости таза вместе с позвоночником — внутренние органы брюшной полости, мочевой пузырь и прямую кишку, а у женщин также матку с яичниками и маточными трубами.Кость— сложное в биологическом и механическом отношениях образование. Она состоит из собственно костной ткани, костного мозга, суставных хрящей, кровеносных сосудов и нервов. Снаружи кость покрыта надкостницей — тонкой пленкой, обусловливающей рост кости в ширину и способствующей ее восстановлению при повреждениях. Различают костные клетки двух типов: остеобласты и остеоциты. Остеобласты – это молодые костные клетки. Остеобласты дифференцируются в остеоциты. Остеокласты – многоядерные клетки, разрушающие костную ткань и хрящ. По форме и строению различают кости трубчатые, губчатые, плоские и смешанные. Трубчатая кость состоит из диафиза — средней части кости и эпифизов — концевых отделов, суставные поверхности которых докрыты хрящом. Переходный отдел между диафизом и эпифизом называется метафизом. Диафиз состоит из плотной и очень прочной компактной кости, внутри него проходит костно-мозговой канал, в котором находится желтый костный мозг; метафиз и эпифиз образуются в основном из пористого губчатого костного вещества, включающего красный костный мозг. Трубчатые кости в скелете человека представлены в основном костями конечностей. Губчатые и плоские кости состоят по большей части из губчатого вещества, покрытого тонкими пластинками из компактного вещества. К губчатым относятся тела позвонков, к плоским — грудина, кости свода черепа. Входящие в состав кости органические и неорганические вещества в сочетании придают ей высокую прочность. Кости скелета соединены между собой прерывными (суставы) и непрерывными соединениями с помощью хряща или соединительной ткани. К. с. выполняет в организме механические и биологические функции. К первым относятся функция опоры и движения тела, зашита отдельных органов и систем от внешних повреждений. Биологической функцией К. с. является ее участие в обменных процессах. В скелете сосредоточена основная часть минеральных веществ человеческого организма, они участвуют в тканевых обменных процессах всех органов и систем. Содержащийся в костях красный костный мозг служит основным источником клеточных элементов крови.
Движения человеческого организма обеспечиваются опорно-двигательным аппаратом, состоящим из пассивной части (кости, связки, суставы и фасции) и активной — мышц, образуемых мышечной тканью. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Из гладкоймышечной ткани образуются мышечные оболочки стенок внутренних органон, кровеносных и лимфатических сосудов, а также мышцы кожи. Сокращения гладкой мускулатуры не подчинены воле, поэтому их называют непроизвольными. Ее структурным элементом является гладкомышечная клетка веретенообразной пли звездчатой формы, имеющая размеры от 15 до 500мкм. В состав гладкомышечной клетки входит цитоплазма (саркоплазма), в к-рой располагаются ядро и сократительные нити — миофибриллы.Поперечнополосатаямышечная ткань образует мышцы, прикрепляющиеся к различным частям скелета, поэтому их называют также скелетными. Сокращения этих мышц называют произвольными, т. к. они подчинены воле. Структурная единица скелетной мышцы — поперечнополосатые мышечные волокна, пучки к-рых расположены параллельно друг другу и связаны между собой рыхлой соединительной тканью. Наружную поверхность мышцы окружает перимизиум (соединительнотканная оболочка). Утолщенная средняя часть мышцы, называемая брюшком, переходит по концам в сухожильные части. С помощью сухожилий мышца прикрепляется к костям скелета. Мышцы имеют различную форму. Встречаются двуглавые, трехглавые, четырехглавые, квадратные, треугольные, пирамидальные, круглые, зубчатые, камбаловидные мышцы. По направлению волокон различают прямые, косые, круговые мышцы. В зависимости от функций мышцы делят на сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие, вращающие, напрягающие, мимические, жевательные, дыхательные и др. Поперечнополосатые мышцы имеют вспомогательный аппарат: фасции, фиброзно-костные каналы, синовиальные влагалища и сумки. Мышцы обильно снабжаются кровью благодаря большому количеству кровеносных сосудов, имеют развитые лимфатические сосуды. К каждой из них подходят двигательные и чувствительные нервные волокна, посредством которых осуществляется связь с центральной нервной системой. Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называют синергистами, а противоположные движения — антагонистами. Поперечнополосатые мышцы подразделяют на мышцы туловища, головы и шеи, верхних и нижних конечностей. Основным свойством всех видов мышц является их способность сокращаться, при этом совершается определенная работа. Способность мышц активно уменьшать свою длину при работе зависит от их свойства менять степень своей эластичности под влиянием нервных импульсов. Сила мышц зависит от количества миофибрилл в мышечных волокнах. Скелетные мышцы приводят в движение кости в суставах. Начало мышцы находится на одной кости, а конец — на другой. У человека насчитывается около 600 скелетных мышц. Все произвольные движения взаимно связаны и регулируютсяцентральной мереной системой. Механизм мышечного сокращения запускается нервным импульсом, достигающим мышцы по двигательному нерву. Нервные волокна оканчиваются концевыми пластинками, к-рые расположены в средней части мышечных волокон, что позволяет быстрее активизировать все мышечное волокно.
Сокрашения гладких мышц стенок внутренних органов происходят медленно и волнообразно — перистальтическая волна. Гладкие мышцы сокращаются рефлекторно. Сердечная мышца отличается по строению и функции от поперечнополосатых и гладких. Она обладает свойством — автоматизмом сокращений, имеющим определенный ритм и силу. Мышца сердца не прекращает свою ритмическую работу в течение всей жизни.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.