14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
Природа генных мутаций связана с изменениями последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК, при которых сохраняется ее способность к митозу и мейозу.
Основной причиной генной мутации служит непосредственное повреждающее действие мутагена. Генная мутация может развиться как результат неравного кроссинговера или гораздо реже как ошибка в ходе репликации.
Поскольку в молекуле ДНК всего 4 основания, то генные мутации, в конечном счете, сводятся к изменению порядка их чередования, замене одного основания на другое, потере или вставке одного или нескольких оснований в молекуле ДНК в пределах одного генного локуса, а также к дупликациям, инверсиям или транслокациям групп оснований между различными частями одного и того же гена.
Все эти изменения приводят к нарушениям функции гена и, как результат, изменению функции клетки, включая ее злокачественную трансформацию.
Точковые мутации с заменой оснований делятся на 2 класса: трансцизии (замена пурина на пурин или пиримидина на пиримидин) и трансверсии (замена пурина на пиримидин или пиримидина на пурин). Всего возможны 4 варианта трансцизий и 8 вариантов трансверсий.
Как правило, точковые мутации диаллельны: встречаются в двух вариантах в зависимости от отцовского или материнского происхождения аллеля. Среди точковых мутаций выделены мутации первого и второго типов.
Первый тип мутаций - это мутации транскрипции. Среди них: • мутации в области промотора; • мутации сплайсинга мРНК, в том числе мутации в 5,-донорском и 3,-акцепторном сайтах интронов, а также мутации, приводящие к развитию новых сайтов сплайсинга из-за неправильного вырезания интрона или экзона; •мутации полиаденилирования; • мутации КЭП-сайта; • мутации (делеции)энхансеров.
Второй тип мутаций - это мутации трансляции. Среди них:
• мутации кодона инициации транскрипции (AUG) или вблизи него;
• мутации сдвига рамки считывания вследствие делеции или инсерции участка молекулы ДНК, размеры которого не кратны трем нуклеотидам, что приводит к нарушению нормального отсчета кодирующих триплетов;
• миссенс-мутации или изменение смысла кодона, приводящее к замена в молекуле белка одного аминокислотного остатка на другой;
• нонсенс-мутации (стоп-мутации) - замена нуклеотида, приводящая к замене информационно значимого кодона на стоп-кодон и, следовательно, преждевременной остановке бисинтеза белка или образованию укороченного белка;
• нулевая мутация (приводит к отсутствию биосинтеза функционально значимого генного продукта);
• регуляторная мутация (затрагивает регуляторные последовательности гена и нарушает его экспрессию);
• мутация в терминирующих кодонах (ТАА, TAG,GTA) - приводит к синтезу длинных белков;
• молчащая (нейтральная) мутация - не сопровождается изменением признака и фенотипа.
Точковая мутация в результате делеции- это потеря одной или более нуклеотидных позиций в последовательности ДНК, аинсерции- это вставка новых нуклеотидов в последовательность ДНК.
При этом и делеции, и инсерции могут быть обусловлены множеством разных причин. Одна из них – это упомянутый выше неравный кроссинговер в процессе мейоза.
Более сложным механизмом является проскальзывание при репликации. Ошибка происходит, если в последовательности нуклеотидов содержится много коротких повторов.
Как сказано выше, выделяют прямую мутацию и обратную мутацию (реверсию). Первая нарушает структуру гена, а вторая ее восстанавливает.
Следует отметить, что возврат к исходному фенотипу (восстановление функции мутантного гена до нормальной) нередко происходит не за счет истинной реверсии, а вследствие мутации в другой части того же самого гена или даже другого неаллельного ему гена.
В этом случае возвратную мутацию называют супрессорной мутацией.
Мутации, изменяющие последовательность аминокислот в белке отвечают за проявление 50-60% всех случаев моногенных болезней, а остальные мутации (40-50% заболеваний) приходятся на долю мутаций, затрагивающих экспрессию генов.
Изменение аминокислотного состава белка проявляется патологическим фенотипом, т.е. на качественном уровне, например, в случаях метгемоглобинемии или серповидно-клеточной анемии, обусловленных мутациями гена бета-глобина.
Мутации, затрагивающие нормальную экспрессию гена, приводят к изменению количества белкового продукта и проявляются патологическими фенотипами, связанными с недостаточностью того или иного белка, например, в случаях гемолитической анемии, обусловленной мутациями генов, расположенных на аутосомах (9q34.3 – дефицит аденилаткиназы; 12p13.1 – дефицит триозофосфатизомеразы; 21q22.2 – дефицит фосфофруктокиназы).
Все перечисленные типы точковых мутаций можно выявить у больных с наследственными нервно-мышечными заболеваниями. Например, протяженные делеции, охватывающие весь ген или значительную его область, обнаружены при Х-сцепленной рецессивной миодистрофии Дюшенна-Бекера и аутосомно-рецессивных спинальных мышечных атрофиях.
Ферментопатии. Наследственные дефекты найдены для 140— 150 ферментов. Большинство дефектов касается ферментов, которые осуществляют катаболизм различных биологических субстратов: аминокислот, сахаров. Есть мутации, связанные с ферментами репарации ДНК, ферментами энергетического обмена — цикла трикарбоновых кислот, системы цитохромов. Для наследственных энзимопатий характерно несколько общих особенностей: 1. Мутации соответствующих генов влияют на структурно-функциональное состояние фермента различными путями. 2. Мутация может затрагивать биосинтез фермента как таковой, приводя к снижению его интенсивности. 3. Часто мутации касаются активности фермента, не отражаясь на абсолютном его содержании. 4. У гетерозиготных носителей мутантного гена присутствие нормального аллеля обеспечивает сохранение половины активности фермента по сравнению с ее нормальным уровнем. Поэтому наследственные дефекты ферментов клинически проявляются у гомозигот, патологические состояния наследуются по аутосомно-рецессивному или сцепленному с Х-хромосомой рецессивному типу.
5. Большинство ферментов существует в виде двух или более изоферментов.
Наследственные нарушения обмена аминокислот у человека.
Они встречаются редко (1:20000—1:100 000 новорожденных). По типу наследования они относятся к аутосомно-рецессивным. Патогенез обусловлен недостаточностью фермента, осуществляющего катаболизм или анаболизм аминокислот. Метаболический сдвиг связан с накоплением в крови и выделением с мочой избыточного количества аминокислоты, не расщепляемой измененным ферментом. Признаком аминоацидопатий служат ацидоз тканей и аминоацидурия. Существуют четырех энзимопатии, которые связаны друг с другом общим путем метаболизма аминокислот: фенилкетонурии, тирозинемии, альбинизме и алкаптонурии.
Фенилкетонурия. Дефект связан с недостаточностью фенилаланин-гидроксилазы. Частота болезни 1:10 000. Ребенок с фенилкетонурией рождается здоровым, но в первые недели жизни развиваются повышенная возбудимость, повышенный тонус мышц, тремор, эпилепсия. Позже развивается умственная отсталость, уменьшенная пигментация кожных покровов, волос, радужной оболочки глаз. Наследуется фенилкетонурия по аутосомно-рецессивному типу. Фенилаланин-гидрокснлаза катализирует превращение фенилаланина в тирозин. Блокада превращения фенилаланина в тирозин приводит к гиперфенилаланинемии. В окислении фенилаланина вместе с фенилаланин-гидроксилазой участвуют дигидроптеридинредуктаза (DHPR) и дигидрофолатредуктаза (DHFR). Эти ферменты необходимы для нормального функционирования двух кофакторов (ВН2и ВН4). В гидроксилировании фенилаланина участвует кофактор ВН4.
Тирозиноз. Тирозин является незаменимой аминокислотой, поступающей в организм с пищей, а также образующейся из фенилаланина. Тирозин подвергается в организме переходу через п-гидроксифенилпировиноградную кислоту в дигидроксипи-ровиноградную кислоту, а затем в гомогентизиновую кислоту. При блокаде этого пути вследствие дефекта тирозинаминотрансферазы или оксидазы п-гидроксипировиноградной кислоты. В результате происходит: а) накопление в крови и выделение с мочой тирозина; б) накопление в крови и выделение с мочой п-гидроксифенилпировиноградной кислоты; в) накопление одного из метаболитов тирозина. В острой форме заболевание характеризуется задержкой развития младенца.
Альбинизм. Блокада активности фермента тирозиназы, катализирующей синтез меланина из тирозина через дигидроксифенилаланин. Основными проявлениями ее служат отсутствие меланина в клетках кожи, волос и радужной оболочки глаза. Частота в популяции — от 1:5000 до 1:25 000. Различают около шести форм альбинизма.
Алкаптонуриявстречается редко (3—5 : : 1000000). Ее клинические проявления начинаются в возрасте 40 лет и более и характеризуются патологией суставов конечностей и позвоночника. Алкаптонурия вызывается генетическим дефектом оксидазы, катализирующей превращение гомогентизиновой кислоты в малеилацетоуксусную.
Лейциноз. Это блокада окислительного декарбоксилирования трех кетокислот, в которые превращаются аминокислоты лейцин, изолейцин и валин. Все три мутантных фермента являются мультимерами с одной общей полипептидной цепью, кодируемой одним геном.
Различают несколько форм этой болезни: классическую, промежуточную, мягкую, тиаминзависимую. Основные симптомы связаны с поражением нервной системы, моча имеет запах «кленового сиропа». Окислительное декарбоксилирование осуществлявляет комплекс из трех разных ферментов (декарбоксилазы, трансацилазы и флавинового фермента), поэтому гетерогенность связана и с полилокусностью.
Наследственные нарушения углеводного обмена у человека. Одни из дефектов обмена обусловлены мутациями генов, контролирующих ферменты, которые расщепляют сахара, поступающие с пищей (галактоземия, фруктозурия, непереносимость дисахаридов). В других случаях это дефекты ферментов, расщепляющих молекулы полисахаридов, которые образуются в организме.Гликогенозы— болезни накопления гликогена, развивающиеся вследствие неполноценности нескольких ферментов, осуществляющих использование гликогена в организме.Мукополисахаридозыразвиваются вследствие недостаточности ферментов, осуществляющих расщепление содержащих амины углеводов.Галактоземия. Путь обмена моносахаридов в организме - превращениеD-галактозы, которая поступает в организм с пищей вD-глюкозу. При синтезе уридиндифосфогалактозы, может прерываться из-за недостаточности фермента галактозо-1-фосфат-уридилтрансферазы. При этом идет накопление галактозы и галактозо-1-фосфата в тканях и в крови, идет нарушение использования глюкозы в печени, почках и головном мозге. Галактоземия встречается среди новорожденных с частотой 1 на 35—150 тыс. рождений. Если с помощью диеты, в которой исключается молочный сахара, ребенок поправляется, в дальнейшем появляется второй метаболический путь превращения галактозы в глюкозу — при участии фермента гексозо-1-фосфатуридилтрансферазы.Мукополисахаридозы. Это группа наследственных дефектов катаболизма гликозаминогликанов (ГАГ). Муколипидозы (МЛ) и множественный сульфатидоз (МС) обусловлены недостаточностью ферментов катаболизма. При мутации генов лизосомных гидролаз нарушается расщепление ГАГ. Различают 9 разных типов ГАГ по их первичной структуре, основными из которых являются дерматансульфат (ДС), гепаран-сульфат (ГС), хондроитинсульфат (ХС) и кератансульфат (КС).
Наследственные нарушения липидного обмена у человека.
Наследственные дефекты обмена липидов и липопротеидов делят на две группы. Первую из них составляют липидозы это болезни нарушенного катаболизма структурных липидов, отклонение содержания сфинголипидов в клетках тканей и органов. Вторую группу составляют нарушения обмена липопротеидов, в большом количестве содержащихся в крови.
Сфинголипидозы. Болезни накопления сфинголипидов характеризуются умственными и двигательными расстройствами вследствие изменений головного мозга, поражениями костей, печень, селезенка, почки. Эти болезни встречаются 1: 300 000 рождений. Все сфинголипидозы имеют рецессивный тип наследования аутосомный или сцепленный с Х-хромосомой. При болезнь Фарбера нарушается расщепление церамида на два его компонента вследствие недостаточной активности лактозилцерамидазы. При болезни Ниманна — Пика недостаточна активность фермента, отщепляющего в молекуле сфннгомиелина фосфохолин; при болезни Гоше накапливается глюкоцереброзид: нарушается отщепление глюкозы. При болезни Ниманна — Пика сфингомиелин накапливается в клетках печени и головного мозга.Нарушения обмена липидов плазмы крови.Липиды плазмы крови представляют собой группу соединений, в основном жирных кислот, триглицеридов и холестерина. Их подразделяют на четыре класса — хиломикроны (ХМ), липопротеиды очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеиды низкой плотности (ЛПНП) и липопротеиды высокой плотности (ЛПВП). Значение гиперлипопротеидемий и их форм определяется тем, что с метаболизмом этих соединений тесно связан патогенез атеросклероза, ишемической болезни сердца. Частота гетерозигот по этому гену в популяции — 1 : 500. Моногенные гиперлипопротеидемий встречаются у больных атеросклерозом.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.