logo
Биология экзамен

104. Организация и особенности экскурсий по биологии.

Школьная экскурсия форма учебно-воспитательной работы с группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее определяет сроки проведения экскурсий и предусматривает обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расши­ряются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия дляформирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по зада­ниям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы. Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объясне­ния, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскур­сии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке. На экскурсиях собирается материал, который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, разрабатывает маршрут экскурсии. Школьники должны быть обеспечены снаряжением: блокноты и карандаши для записи, коробки для сбора материала, сачки и прочее оборудование. Для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения. В нем определяется следующее: Тема экскурсии, ее цель и задачи. Маршрут экскурсии. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий. Самостоятельная работа по заданиям . Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений исобранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение. Итоговая беседа по теме экскурсии. Осмотр территории и приведение ее в порядок. Общее заключение по экскурсии. 10. Обработка учениками собранного материала и подготовка отчета, сообщения.