84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды — обязательное свойство любого растительного, организма. Адаптивная реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры) развивается по единому сценарию. Комплекс ответных реакций организма на стрессоры называется «генерализованным адаптационным синдромом», в котором выделяют три стадии: 1)тревоги иторможения большинства процессов; 2)адаптации, в течение которой организм приспосабливается к стрессору; 3)истощения, если адаптивный потенциал организма недостаточен для преодоления влияния стрессора. Стресс — это совокупность всех не специфических изменений, возникающих в организме под влиянием любых неблагоприятных и повреждающих факторов (стрессоров). Одной из отличительных характеристик живых организмов является способность адаптироваться к стрессорам путем «концентрирования усилий, или напряжения».Стрессовыми называют те внешние факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на растение. В большинстве случаев стрессовое воздействие оценивают по его влиянию на выживание растительного организма, процессы роста, ассимиляции углекислоты или элементов минерального питания. Разные виды растений устойчивы (или неустойчивы) к различным стрессовым воздействиям, т.е. характер стрессового воздействия зависит и от вида растения, и от стрессового фактора. Приобретение устойчивости под воздействием одного из неблагоприятных факторов может вызывать повышение устойчивости растительного организма к другим стрессовым воздействиям. Это явление называетсякросс-устойчивостью. В ответных реакциях растений на повреждающие факторы выделяют элементы неспецифической устойчивости и специфические процессы, инициируемые в растении только определенным типом стрессовых воздействий. На формирование не специфических элементов устойчивости требуется гораздо меньшее время, чем для прохождения специфических адаптивных реакций. Растения очень часто подвергаются стрессовым воздействиям в естественных условиях. Некоторые стрессовые факторы, например высокая или низкая температура воздуха, могут действовать в течение нескольких минут, другие оказывают на растение неблагоприятное влияние в течение нескольких дней, недель или месяцев. Именно устойчивость к неблагоприятным условиям среды определяет характер распределения различных видов растений по климатическим зонам. Большинство сельскохозяйственных культур вынуждены постоянно находиться в стрессовых условиях, поэтому обычно реализуется только 20% их генетического потенциала. Для эффективного выращивания большинства растений в условиях агрокультуры важна их потенциальная продуктивность и способность противостоять и адаптироваться к различным стрессовым ситуациям. Важное значение имеетакклиматизация растений, т. е. увеличение их устойчивости к стрессовому фактору путем закаливания. У растительных организмов имеется несколько адаптивных стратегий, с помощью которых удается переживать засушливые периоды. Одни виды растений способны накапливать и удерживать воду степень гидратации своих клеток и органов. Другие приспособились функционировать в условиях дефицита воды в организме. К третьей группе относят растения, которые «избегают» засухи за счет организации своего жизненного цикла таким образом, чтобы вегетировать в период достаточного обеспечения водой. Чем менее оводнены клетки растения, тем они устойчивее к перегреву. Наиболее жароустойчивые растения накапливают меньше амидов, но больше белков во время засухи. Высокая жароустойчивость может быть достигнута как растениями с высокой интенсивностью обмена (кукуруза, бактерии термофилы), так и с низкой (суккуленты). Не интенсивность дыхания, а сохранение его продуктивности обусловливает большую жароустойчивость растения. Различная реакция устойчивых и неустойчивых растений на низкие температуры определяется различиями в составе жирных кислот, входящих в состав мембранных фосфолипидов. Для предотвращения замерзания в растительных клетках и тканях функционирует система антифризов, представленная различными белками, углеводами и гликопротеинами.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.