59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА —совокупность органов, осуществляющих механическую и химическую переработку пищи, извлечение из нее питательных веществ и их всасывание. Вротовой полости пища размельчается, подвергается обработке слюной с образованием пищевого комка.Зубы, язык, слюна участвуют в измельчении пищи. Слизистая оболочка полости рта выполняет функцию всасывания. Важную роль в защите от микробов играют лимфоидные образования, миндалины. Слюна — специфический секрет крупных и мелких слюнных желез. Смачивая и размягчая твердую пищу, она обеспечивает формирование пищевого комка и облегчает проглатывание пищи. Слюна обладает защитной функцией, очищая зубы и слизистую оболочку рта от бактерий и продуктов их жизнедеятельности, а также остатков пищи.Глотка представляет собой трубку неправильной формы, через нее пищевой комок проходит из ротовой полости в пищевод. Пищевод — мышечная трубка, выстланная внутри слизистой оболочкой и расположенная между глоткой и желудком. Сокращением мускулатуры глотки пищевой комок проталкивается в пищевод, по к-рому он затем продвигается благодаря мышечному воздействию и в силу собственной тяжести. Желудок представляет эластичное мешковидное расширение, граничащее в начальной части с пищеводом, а в нижней — с двенадцатиперстной кишкой. Основные функции желудка — химическая обработка пищи и транспортировка ее небольшими порциями в двенадцатиперстную кишку. Важная роль в осуществлении моторной функции желудка принадлежит деятельности привратника: благодаря рефлекторному периодическому открытию и закрытию привратникового сфинктера пищевые массы из желудка в двенадцатиперстную кишку переходят небольшими порциями.Кишечник начинается от привратника желудка и кончается заднепроходным отверстием. Различают тонкую и толстую кишки. Первая подразделяется на короткую двенадцатиперстную кишку, тощую и подвздошную; вторая — на слепую кишку, ободочную (восходящую, поперечную, нисходящую, сигмовидную) и прямую. Кишечник осуществляет две основные функции: пищеварительную и двигательную. Двенадцатиперстная кишка оказывает регуляторное влияние на пищеварительную систему посредством гормонов, выделяемых ее слизистой оболочкой. Воздействие на ее слизистую оболочку соляной кислоты, желчи, ряда пищевых веществ способствует выработке ряда гормонов. Тонкая кишка осуществляет пищеварительную функцию, а толстая — двигательную. Движения, возникающие в тонко кишке, перемешивают ее содержимое способствуя процессу пищеварения, за счет перистальтических движений продвигают его по направлению к толстой кишке. В тонкой кишке происходят основные этапы процесса расщепления и всасывания пищевых веществ (белков, жиров и углеводов). В пищеварении одновременно участвуют кишечный сок, желчь, секрет поджелудочной железы. Расщепление пищевых веществ с помощью ферментов происходит как в полости тонкой кишки (полостное пищеварение), так и непосредственно на поверхности ее слизистой оболочки (пристеночное, или мембранное, пищеварение). Вода, растворимые соли и простые сахара всасываются в двенадцатиперстной кишке и тощёй кишке быстро, продукты расщепления белков (в виде аминокислот) и жиров (в виде глицерина и жирных кислот) — несколько медленнее. Толстая кишка способствует перемешиванию содержимого и продвижению его к прямой кишке. В толстой кишке завершается всасывание переваренной пищи и воды, а также расщепляются оставшиеся вещества под влиянием ферментов, поступающих из тонкой кишки, и бактерий, населяющих толстую кишку. Желчный пузырь в печени вырабатывает желчь, способствующая расщеплению и усвоению жиров. Поджелудочная железа выделяет панкреатический сок, обладающий большой ферментативной силой. Попадая в кишечник вместе с желчью и кишечным соком, этот сок продолжает процесс пищеварения, начатый слюной и желудочным соком. Ферментами панкреатического сока являются амилаза, липаза и протеазы. Амилаза расщепляет крахмал и гликоген до дисахаридов; липаза— нейтральные жиры до жирных кислот и глицерина. Протеазы (трипсин, химиотрипсии и карбоксипептидаза) расщепляют белки до аминокислот.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.