122. Происхождение современной флоры и фауны.
Филогения низших черепных. Среди современных черепных животных наиболее примитивны круглоротые. Самых древних примитивных позвоночных объединяют в надклассБесчелюстные. Они известны под названиемЩитковые. Они обладали мощным наружным скелетом в виде сплошного панциря или мелких чешуй. Щитковые включали костнощитковых, разнощитковых, бесщитковых. К концу девона большая часть их вымерла. Обе группы современных бесчелюстных – миноги и миксины - появились в карбоне. Со щитковыми их сближает сходство организации: отсутствие челюстей и парных конечностей, рот сосущего типа, два полукружных канала во внутреннем ухе, внутренний скелетный тяж - хорда, энтодермальные жабры, непарный обонятельный орган. Другая ветвь представленаЧелюстноротыми. Она дала рыб и всех более высокоорганизованных позвоночных. Одной из наиболее ранних групп, известных с раннего силура, являютсяПанцирные рыбы, их тело было покрыто костным панцирем. Другой группой были мелкие пресноводныеакантодии, тело которых было покрыто соприкасающимися костными пластинками. Собственнохрящевые рыбыизвестны с позднего силура - раннего девона.Цельноголовыеизвестны с раннего карбона и никогда не были многочисленными. КлассКостные рыбырано оформился в две группы: подклассЛучепёрыеи подклассЛопастепёрые. Наиболее древними лучепёрыми былиПалеонисциды.От палеонисцид ведут свое начало другиеганоидные,возникшие в триасе и занимающие промежуточное положение между палеонисцидами и костистыми рыбами.Костистые рыбывозникли в мезозое. Их эволюция шла быстро и многообразно. ПодклассЛопастепёрыесодержит надотрядыКистепёрыхиДвоякодышащихрыб. Предки кистепёрых и двоякодышащих были близки между собой. Обе группы появляются в нижнем девоне. Кистепёрые рыбы ближе всего стоят к исходной группе наземных позвоночных -панцирным амфибиям. Рыбы возникли в пресных водоемах и только в последующем заселили Мировой океан.Филогения земноводных. Выход позвоночных из водной среды на сушу привел их к столкновению с новыми и значительно более разнообразными условиями жизни, обусловил новые, сложные пути их эволюционного развития, приведшие к появлению в последующем высших групп - рептилий, птиц и млекопитающих. Первые амфибии, появившиеся в пресных водоемах в конце девона, -ихтиостегиды.Они были настоящими переходными формами между кистепёрыми рыбами и земноводными. В каменноугольном периоде возник ряд ветвей надотрядов или отрядов. Надотрядлабиринтодонтов был очень разнообразен. Ранние формы имели небольшие размеры и рыбообразное тело. Лабиринтодонты существовали до конца триаса и занимали наземные, околоводные и водные местообитания. В карбоне возникла вторая ветвь первичных амфибий -лепоспондилы. Они имели мелкие размеры и были хорошо приспособлены к жизни в воде. Они дали начало отрядам современных амфибий - хвостатых и безногих. Современные отряды амфибий оформляются только в конце мезозоя. Адаптивная радиация, интенсивное видообразование современных земноводных начались в раннем мезозое.Филогения и эволюция рептилий. Наземные позвоночные возникли в девоне. Это былипанцирноголовые амфибии. Они были тесно связаны с водоемами. Освоение отдаленных от водоемов пространств требовало существенной перестройки организации: приспособления к защите тела от иссушения, к дыханию кислородом атмосферы, хождению по твердому субстрату, способности размножаться вне воды.Ранние рептилии. Древнейшие рептилии известны из верхних пермских отложений Северной Америки, Западной Европы, России и Китая. Их называют котилозаврами. Котилозавры были потомками каменноугольных стегоцефалов — эмболомеров. В триасе котилозавры исчезли. Рептилии использовали более разнообразную пишу, чем амфибии. Предком черепах являлся пермскийэунотозавра- небольшое ящерообразное животное с короткими и очень широкими ребрами, образующими подобие спинного щита. Брюшного щита у него не было. В позднем карбоне возникла группа звероподобных:пеликозавровитерапсидов. Пеликозаврыбыли близки к котилозаврам. В средней перми пеликозавров сменили зверозубые. Многие зверозубые были хищниками. Другие питались растительной пищей. Эти виды стоят ближе всего к млекопитающим. Следующей группой, отделившейся от анапсидных котилозавров, былидиапсидные. Среди диапсидных наметились две основные группы: инфраклассЛепидозавроморфыи инфраклассАрхозавроморфы. Лепидозавроморфы -этот древний инфракласс объединяет ныне живущих гаттерию, ящериц, змей, хамелеонов. Ящерицы - одни из древнейших продвинутых групп рептилий, их останки известны верхней перми. Змеи появляются только в мелу. Хамелеоны - это группа в кайнозое. Архозавров считают самыми удивительными из всех рептилий. Среди них - крокодилы, птерозавры, динозавры. Крокодилы - единственные архозавры, дожившие до наших дней.Крокодилыпоявляются в конце триаса. Птерозавры -это были летающие животные весьма своеобразного строения. У одних(рамфоринхи) были длинные узкие крылья и длинный хвост. У других (птеродактили) хвост был очень короткий, а крылья широкие. Это были обитатели побережий. Они питались рыбой.Динозаврывозникли в середине триаса. Это наиболее многочисленная и разнообразная группа рептилий. В самом начале формирования динозавры разделились на две ветви, развитие которых шло параллельно.Ящеротазовыепервоначально были мелкими хищными животными, передвигавшимися скачками только на задних ногах. В последующем появились крупные растительноядные формы, ходившие на всех четырех ногах. К ним относились:бронтозавр,диплодок.Птицетазовыеполучили свое название в связи с удлиненным тазом, похожим на таз птиц. Среди нихигуанодон.Трицератопс был очень похож на носорога, обладал обычно небольшим рогом на конце морды и двумя длинными рогами над глазами. Группа рептилий - парапсидные и эвриапсидные произошли от диапсидных. Они были представлены двумя группами:ихтиозаврыиплезиозавры. В течение всего мезозоя они господствовали в морских биоценозах.Филогения птиц. Предками их были архозавры. Обособление от них ветви, приведшей в конечном счете к птицам, надо отнести к началу мезозоя. Ближе всего птицы стоят к отрядутекодонтов. Эволюция группы, приведшей к птицам, шла путем приспособления первоначально к лазанию по деревьям, в связи с чем задние конечности служили для опоры тела о твердый субстрат, а передние конечности специализировались для лазания посредством обхвата пальцами ветвей. В последующем развилась способность перепрыгивать с ветки на ветку. Чешуи, покрывающие внешнюю часть передней конечности, удлинились. В прошлом столетии в юрских отложениях были найдены сначала отпечаток пера, а затем и два сравнительно полных скелета. По одному из них был описанархеоптерикс. Археоптерикса, видимо, не следует считать прямым предком современных птиц. Скорее всего он представляет собой боковую ветвь в ЭВОЛЮЦИИ ПТИЦ. Из отложений мелового периода известны две группы птиц:ихтиорнисыигесперорнисы. Гесперорнисы были водными птицами, не способным к полету. Грудина не имела киля. Внешне они несколько напоминали гагар. Ихтиорнисы были хорошими летунами. У обеих групп челюсти были вооружены зубами. В третичном периоде появляются вполне типичные птицы, очень близкие к современным. В эоцене еще встречаются зубатые формы, систематически близкие к современным веслоногим, но уже появляются воробьиные, стрижи, дятлы, сизоворонковые, кулики и другие современные группы. В олигоцене и особенно в миоцене близость состава орнитофауны становится еще большей. Появляется очень много представителей современных родов; филины, совы, фламинго, цапли, чибисы, рябки, гагары, чайки, лысухи, гуси и т.д.Эволюция и происхождение млекопитающих. Одна из первых обособившихся групп древних рептилий во второй половине палеозоясинапсидные. Они легли в основу становления подклассазвероподобных. В перми среди них сформировалась группазверозубые. Они оказались близкими по уровню организации млекопитающим.Зубы у них были в альвеолах. Прогрессивная эволюция млекопитающих была связана с приобретением ими высокой температуры тела, способность к терморегуляции, высокий аэробный уровень метаболизма. Наиболее близкими к млекопитающим зверозубыми рептилиями былицинодонты. Наиболее ярко черты скелетных изменений обнаружились среди них утринаксодонаиз раннего триаса. В последующем становлении млекопитающих палеонтологи подчеркивают изменения в зубной системе, что привело к вычленению двух групп -морганукодонтодикунеотериид. К потомкам первой группы в отложениях верхнего триаса относят своеобразныхмногобугорчатых, получивших свое название в связи с наличием на коренных зубах многочисленных бугорков. Вторая группа оказалась более успешной в последующей адаптивной радиации. Их главную линию составилиэвпантотерии. Биологически они были близки к наземным и древесным насекомоядным. В конце мезозоя в этой группе наметилось разделение на два самостоятельные ствола -Низших, Сумчатых. иВысших, Плацентарных.Сумчатые появляются в меловой период. Наиболее древняя группа сумчатых - это семейство опоссумов. Сумчатых всюду стали теснить более высоко организованные плацентарные. В результате они сохранились только в Австралии, Новой Гвинее, Южной Америке.Плацентарные млекопитающие возникли в меловом периоде и представляют самостоятельную, параллельную сумчатым, ветвь зверей. Наиболее древней группой плацентарных считают отряд Насекомоядных. Они были частью наземными, частью древесными видами. Ветвь, приспособившаяся в хищничеству, дала начало древним примитивным хищникам -креодонтам. В конце эоцена - начале олигоцена от хищников отделилась ветвь водных зверей - ластоногих. В олигоцене уже существовали предковые группы ряда современных семейств хищных (виверр, куниц, собак, кошек). Современные настоящие тюлени сродни куньим, а моржи и ушастые тюлени исторически близки медведям. От креодонтов происходят древние копытные, иликондиляртры, - мелкие звери величиной не более собаки. Они возникли в палеоцене и были всеядными. Кондиляртры просуществовали недолго, и уже в начале эоцена от них возникли две ветви: отряды непарнокопытных и парнокопытных. В эоцене возникают хоботные. Ископаемые обезьяны известны с палеоцена. Древесные обезьяны нижнего олигоцена -проплиопитекусы- дали начало гиббонам и крупным, близким к антропоидам,рамапитекам из миоцена Индии. Большой интерес представляют найденные в четвертичных отложениях Южной Африки австралопитекусы.
Голосеменные – древняя группа растений. Появились 350 млн лет назад. Относятся к концу Палеозоя и Мезозоя. К концу мезозоя многие группы голосеменных вымерли. Сейчас насчитывается около 720 видов. Они широко распространены, особенно в северном полушарии. Голосеменные —группа растений, играющая очень важную роль в современной флоре Земли. Это древесные или кустарниковые, преимущественно вечнозеленые разноспоровые растения. Распространяются они не спорами, а семенами. Покрытосеменныерастения — эволюционно наиболее молодая и самая многочисленная группа растительного мира. Отдел включает около 250 тыс. видов, которые произрастают во всех климатических зонах и составляют основную массу растительного вещества биосферы. Широкое распространение и разнообразие строения цветковых обусловлены приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт. К ним относятся: 1. Формирование цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения. 2. Образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки (семяпочки) и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды. 3. Двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидный, как у голосеменных) эндосперм. 4. Запасающая ткань. 5. Редукция гаметофита (мужской гаметофит — пыльцевое зерно — состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной; генеративная делится, образуя два спермия. Женский гаметофит состоит из восьми клеток зародышевого мешка). 6. Усложнение и высокая степень дифференциации вегетативных органов и тканей. У покрытосеменных растений наблюдается наибольшее разнообразие их жизненных форм, которые сводятся к двум основным типам — древесному (деревья и кустарники) и травянистому. Травы составляют большую часть видов покрытосеменных растений и приспособлены к обитанию в условиях, характеризующихся резкими колебаниями условий внешней среды. В результате возникновения разнообразных жизненных форм (деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, многолетние травы, однолетние травы и др.) цветковые оказались единственной группой растений, которые образуют сложные многоярусные сообщества.Мхи, представляют собой обособленную группу высших растений, развитие которой привело к эволюционному тупику. В отличие от всех других отделов высших растений, в жизненном цикле мхов гаплоидный гаметофит преобладает над спорофитом и осуществляет функции фотосинтеза, обеспечения водой и минеральным питанием. Вероятно мхи произошли от каких-то зеленых водорослей, либо от риниофитов. Моховидные существовали уже в каменноугольном периоде, и в настоящее время их насчитывается около 25 000 видов. Это в основном многолетние растения, широко распространенные во влажных местообитаниях практически повсеместно — от арктической тундры, умеренных зон северного и южного полушарий до высокогорных лесов тропического пояса.Плауновидные— древние растения, произошедшие от риниофитов в середине девонского периода палеозойской эры и достигшие расцвета в каменноугольном периоде. В то время существовали гигантские формы плаунов. В конце палеозойской эры — в начале мезозойской большинство плауновидных вымерло. В настоящее время плауновидные представлены 1000 видами. Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения. Они живут на земле или поселяются на стволах и ветвях деревьев.Хвощевидные— немногочисленная группа растений, насчитывающая около 20 видов. Гораздо шире они были представлены в позднем девонском и каменноугольном периодах, где их травянистые и древовидные формы преобладали в лесах наряду с древними плаунами и папоротниками. Древовидные формы хвощевидных вымерли в конце карбона — начале пермского периода. В настоящее время хвощи представлены многолетними травянистыми растениями с хорошо развитым подземным стеблем — корневищем.Папоротники, как и другие высшие споровые растения, произошли от риниофитов в девоне и достигли расцвета в каменноугольном периоде палеозойской эры. Если большинство плауновидных и хвощевидных вымерли и в настоящее время немногочисленные виды этих растений играют незначительную роль в биоценозах, то папоротники сумели приспособиться к изменившимся условиям и распространены сейчас очень широко. Они представлены разнообразными жизненными формами (в том числе тропическими древовидными, достигающими 25 м в высоту), имеют широкий диапазон размеров тела и встречаются в самых разных местообитаниях — в пустынях, болотах, озерах, солоноватых водах и особенно широко в лесах. Папоротников насчитывается около. 10 тыс. видов.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.