logo
Attachments_cvedor@mail

О сущности дидактической системы развивающего обучения

Характерная черта традиционного обучения - его обращенность к знаниям,умениям и навыкам, усвоение которых выступает как его конечная цель. Развитие учащихся при этом учитывается как стартовое условие, либо как его весьма желательный, но не предсказуемый «побочный» результат.

Л.С. Выготский обосновал целесообразность обучения, ориентированного на интеллектуальное развитие как на свою основную цель. Поэтому развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная системе традиционного обучения. В развивающем обучении освоенные учащимися знаний, умений и навыков не являются его сверхзадачей, а выполняют роль средства интеллектуального развития учащихся.

Психологи предупреждают об опасности отождествления понятий «развитие» и «усложнение», «обогащение», «прогрессивное изменение вообще» (В.А.Петровский), связывая с развитием прежде всего самодвижение. Поэтому и развивающее обучение понимается как создание особых условий, при которых в процессе обучения ребенок приобретает способность к самодвижению в процессе познания, становясь истинным субъектом целостной познавательной деятельности, т.е. обучается ради самоизменения, ради самосовершенствования и личностного роста (любит, хочет и умеет учиться). При этом развитие из побочного и случайного результата превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ребенка.

Для понимания механизма развития Л.С. Выготский сформулировал положение о двух уровнях развития: зона актуального развития (т.е. то, что сегодня ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (т.е. то, с чем ребенок сегодня справляется только с небольшой помощью взрослого - наводящие вопросы, подсказки, намеки, общие указания и т.п.). Переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития связано с ростом возможностей ребенка по решению различных задач более высокого уровня трудности. Под задачей понимается цель, заданная в определенной ситуации или ситуация, требующая преобразования. При этом существенно, что потребность решить задачу должна быть актуализирована на основе ценностно-смыслового отношения ребенка к жизни.

Развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов - содержание, методы, тип учебной активности школьников, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, формы организации учебного процесса.

Технология развивающего обучения - это средства и методы его организации в условиях массовой школы. Его основной «технологической единицей» является учебная задача, требующая от учащихся нового анализа ситуации действия, нового ее понимания. Постановка учебных задач связана с созданием в учебном процессе ситуаций, побуждающих школьников к обнаружению недостаточности, непригодности ранее усвоенных способов действия и требующих либо их модификации, либо конструирования принципиально нового способа. Развивающее обучение предполагает ориентацию на организацию поисково-исследовательской деятельности школьников, связанной с постановкой учебной задачи, ее совместным с учащимися решением, а также с обязательной оценкой найденного способа действия.

Результатом развивающего обучения нельзя считать знания и умения сами по себе. Показателями результативности развивающего обучения выступают:

- отношение ученика к учению;

- сформированность теоретического мышления;

- рефлексивность сознания;

- нравственный облик личности (чувство уважения к другому человеку, его позиции, мыс ли, которое отделяется от личных симпатий и антипатий).

Специфическим результатом развивающего обучения выступает свободное развитие, не подчиненное заранее заданной норме и эталону. Поэтому при оценке такого результата нельзя использовать логику общих мерок и критериев. Единственный показатель успешности развивающего обучения - сдвиги в развитии каждого отдельного ученика относительно своего предшествующего уровня.