Образование это …
- возможность для человека приобретения той необходимой информации в жизни, которая определяет путь и поможет в нахождении себя в себе и в мире;
- процесс, способствующий приобщению личности к сокровищам человеческой культуры, в результате которого осуществляется развитие потенциала личности и общества;
- система взаимодействий;
- комплекс знаний, необходимых человеку в жизни;
- непрерывный процесс познания человеком социально-культурного опыта человечества, закономерностей развития природы, общества и т.д.;
- усвоенная информация, соответствующая определенному уровню развития прогресса общества в области науки, техники, культуры, обычаев, традиций, религии, философии и т.п.
- освоенная система ценностей, накопленных человечеством;
- это интеллект, кругозор, высокий уровень культуры и нравственности:
- высокий интеллект, широкий кругозор, личностная ориентация на человека, нравственность;
- гора, на которую чем выше поднимаешься, тем меньше видна перспектива добраться до конца:
- результат (процесс) обучения, в котором главную роль играют ценностные ориентации педагога, его профессионализм в развитии личности ученика;
- совокупность знаний, умений, навыков, накопленных человечеством и дающих человеку возможность стать человеком;
- способ "очеловечивания" человека, способ укрощения животности в нем; одновременно это определенный результат овладения человеком культурой и способность к ее продвижению;
- процесс и результат приобщения человека к культуре, накопленной всем человечеством;
- "Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается" (Макс Фон Лауэ);
- процесс и результат развития личности под воздействием обучения, воспитания, самообразования, самовоспитания;
- необходимое условие подготовки к жизни. труду;
- неразрывная связь и параллельное действие, воспитывающее и обучающее;
- достояние личности, обретенная ею во взаимодействии с культурой система представлений о мире;
- процесс освоения ребенком социокультурного наследия цивилизации;
- "образовывание", создание, формирование личности через накопление определенных систем ценностей;
- создание системы, в которой передают знания, умения (в определенной области), повышают общий культурный уровень человека;
- результат обучения в учебно-воспитательных учреждениях (напр., высшее образование, среднее и т.п.);
- процесс, включающий в себя организацию обучения, воспитания и развития детей в учебно-воспитательных учреждениях;
- создание образа человека, своего Я, развитие ума (система знаний, умений, способов деятельности, творческого компонента мышления и др.) и души (система нравственных. эстетических ... ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций), своеобразное кредо личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Учебные дебаты являются одной из популярных интерактивных форм организации семинаров вузе. В основе дебатов – свободные высказывания, обмен мнениями по предложенному студентам тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.п. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом плане дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей.
Например, при обсуждении педагогических тем можно дебатировать следующие тезисы: «Ненужные эксперименты в российском образовании», «Студенты стремятся получить диплом, а не образование», «Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении» и т.п.
Процедура проведения учебных дебатов
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
справа от председателя – защитники тезиса (4 человека);
слева от председателя – противники тезиса (4 человека);
в конце аудитории, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).
Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссии «Уважаемый Председатель…»
Участники дискуссии обращаются друг к другу «Уважаемый коллега …»
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Далее роли распределяются следующим образом.
1) вторые номера обеих сторон приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
2) третьи номера опровергают аргументы соперников;
3) четвёртые номера подытоживают все, что было высказано обеими сторонам во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Выступающий подходит к соответствующей стороне кафедры. Дебаты продолжаются до тех пор, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.
Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.
Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.
Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противника тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
СЕМИНАР
Задачи:- формировать понятия «индивидуализация обучения» и «дифференциация
обучения»;
- обозначить возможные формы дифференциации и принципы объединения их в
систему;
- раскрыть технологию уровневой дифференциации;
- раскрыть сущность профильного обучения и профильной школы
Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения
дифференциация обучения
внешняя дифференциация
внутренняя дифференциация
уровневая дифференциация
профильное обучение
профильная школа
Вопросы для обсуждения
Понятие индивидуализации и дифференциации обучения.
Система форм дифференциации обучения в школе.
Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика.
Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования.
Практическое задание
Составить перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2000-2009 гг. Изучить содержание 2-3 статей и сделать краткие выписки.
Подготовьтесь к проведению учебных дебатов по теме «Профильное обучение – это эффективный способ повышения качества современного школьного образования».
Проанализируйте содержание школьных учебников по профилю будущей специальности с точки зрения его направленности на обеспечение всех уровней усвоения учебного материала, выделенных И.Я.Лернером.
Разработайте варианты уровневых заданий с учетом специфики преподаваемого предмета (базовых и повышенных уровней подготовки, планируемых учителем).
Литература
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе
// Дидактика средней школы. М., 1982. Гл.8.
3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе //Сов.
Педагогика. – 1990. - № 8.
4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. - №6.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (выдается на кафедре под документ)
Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - №6.
Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. - 2001, № 16. - С.7-12.
Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - № 6.
Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. - № 2.
Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. - 2002. - № 6.
- Образование как становление культуросообразной личности Семинар 1
- Современные подходы к осмыслению содержания образования и учебного предмета в идактике
- Субъектная позиция школьника в процессе обучения: сущность и структура Теоретическое обоснование
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Методы и приёмы обучения
- Вопросы для обсуждения
- Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения
- Приемы обучения из методики в.Ф.Шаталова
- Урок как ведущая форма организации обучения в школе
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Литература
- Образовательные и предметные цели урока
- Состав образовательных целей урока
- Состав предметных целей урока
- Диалог как технология личностно ориентированного обучения
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Литература
- О сущности диалога в обучении
- Технология развивающего обучения семинар
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- О сущности дидактической системы развивающего обучения