logo
Attachments_cvedor@mail

Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения

Приемы обучения, соответствующие информационно-иллюстративному методу:

-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

-порционное изложение учителем готового знания;

-повторное более краткое предъявление учащимся готового знания;

-сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

-демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

-предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

-предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

-инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем по работе с текстом учебника и т.п.);

-намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

Приемы обучения, соответствующие репродуктивному методу:

-задание учащимся на индивидуальное внешнеречевое проговаривание известных правил, определений, необходимых в процессе решения задач:

-задание учащимся на проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач;

-задание на составление кратких пояснений к ходу решения задачи;

-задание учащимся на воспроизведение наизусть ( правила, закона т.д.);

-задание учащимся на заполнение таблиц, схем и т.п. вслед за учителем;

-задание учащимся на раскодирование алгоритма;

-организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

-задание учащимся на описание какого-либо объекта по известному образцу;

-задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.п.;

-наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия;

-побуждение учащихся к выполнению задания путем предъявления зрительного образа (картины, чертежа, кинофильма), доступно содержащего способ выполнения.

Приемы обучения, соответствующие методу проблемного изложения:

-контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

-предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

-раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблемы;

-обсуждение учителем возможных следствий, сделанных из неверных предположений;

-членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

-фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задачи;

-интригующее описание учителем изучаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

-установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

-риторические вопросы учителя в ходе изложения;

-постановка учителем в ходе изложения вопросов, вызывающих у учащихся чувство ожидания;

-предъявление учащимся конфликтного примера.

Приемы обучения, соответствующие частично-поисковому методу обучения:

-включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

-задание учащимся на поиск «скрытых» узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

-задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной;

-наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

-задание учащимся на поиск ошибки в рассуждениях, требующих оригинальности мысли;

-организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

-задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

-показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей учеником;

-задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

-демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

-задание учащимся на подбор фактов в соответствии с заданной учителем логикой доказательства;

-выделение цветов части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Приемы обучения, адекватные исследовательскому методу обучения:

-задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

-задания учащимся с не сформулированным вопросом;

-задания с избыточными данными;

-задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

-задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

-задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;

-задание учащимся на определение степени достоверности полученных ими результатов;

-задание учащимся на вычленение механизма протекания явления;

-вопросы учащимся «на мгновенную догадку», « на соображение»;

-задание учащимся на краткое изложение принципиальной сути изученного самостоятельного вопроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2