Образование как становление культуросообразной личности Семинар 1
Опорные теоретические понятия:
культура
образование, обучение, воспитание
индивид, субъект, личность, индивидуальность
ученик как субъект отношений и деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования. Современная концепция содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) как педагогическая основа для преодоления кризиса в образовании. Современное понимание сущности образования.
2. Сущность личностного подхода в образовательном процессе. Личностная позиция педагога на уроке: сущность и способы её выражения.
3. Гуманизация и гуманитаризация образования как важнейшие характеристики современного образования. Направления гуманизации и гуманитаризации образования.
Практические задания:
Проанализируйте возможности базисного учебного плана современной школы с позиций личностного подхода. (Базисный план см.: Педагогика: Учебник / под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2004. С.268-270).
Ученик – субъект сознательной деятельности и отношений. Как Вы это понимаете? Приведите примеры жизненных или педагогических ситуаций, в которых ребенок выступает субъектом сознательной деятельности или субъектом отношений. (О сущности субъектной позиции школьника на уроке см.: а) в Приложении к программе данного семинара или б) Субъектная позиция школьника в педагогическом процессе на уроке: сущность и возможности реализации // Методические рекомендации к семинарским и лабораторно-практическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии». Ч.1. – Владимир, 1998. С.6-9).
Разделившись на микрогруппы, обсудить предложенные в Приложении № 3 высказываний о сущности образования, выбрать три наиболее понравившихся и объяснить свой выбор. Отобрать высказывания, с которыми Вы не согласны или не вполне согласны, и прокомментировать их. Какие высказывания в группе вызвали наибольшие разногласия и почему?
Подготовьтесь к проведению в аудитории учебных дебатов на тему: «Кризисные явления в образовании – это фактор его развития». О сущности и методике проведения учебных дебатов см. в Приложении № 4.
Литература:
1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. Гл.3. (О сущности современной концепции содержания образования).- ознакомительное чтение с краткими выписками
2. Шор Ю.М.Человек. Образование. Культура // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 1998. С.72-81. (О сущности кризиса в образовании). – обязательно. Хрестоматия – в читальном зале (бумажный вариант) или на кафедре педагогики (электронный вариант)
3. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989. С.103-133. или Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 1998. С.92-106. –по желанию
4. Селивёрстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания. – Владимир, 2008. Гл.1. «Человек. Культура. Образование» с.12-38. П 2.2 «Гуманизация и гуманитаризация образования как воплощение смысла гуманистической образовательной парадигмы» с.46-53. С.131-138 (о понятии «субъект») - обязательно
5. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова. Т.1. – М., 1993. Статьи: «Гуманистическая педагогика», «Гуманитаризация образования», «Личностный подход». - обязательно
6. Зимняя И.А. Развитие личности // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 1998. С.184-201. - обязательно
7. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. С.206-220. – по желанию
8. Петровский А.В. Человек. Индивид. Личность // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 1998. С. 124-143. - обязательно
9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 1998. С.423-432. (Характеристика личностных функций). – обязательно
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С.249-253. – обязательно
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. Ч.3 «Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса», с.162-172. – по желанию
12. Круглый стол: теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 1998. С.414-422. – по желанию
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- практические задания выполняются устно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В. В. Краевский
- Образование как становление культуросообразной личности Семинар 1
- Современные подходы к осмыслению содержания образования и учебного предмета в идактике
- Субъектная позиция школьника в процессе обучения: сущность и структура Теоретическое обоснование
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Образование это …
- Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Методы и приёмы обучения
- Вопросы для обсуждения
- Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения
- Приемы обучения из методики в.Ф.Шаталова
- Урок как ведущая форма организации обучения в школе
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Литература
- Образовательные и предметные цели урока
- Состав образовательных целей урока
- Состав предметных целей урока
- Диалог как технология личностно ориентированного обучения
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- Литература
- О сущности диалога в обучении
- Технология развивающего обучения семинар
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания
- О сущности дидактической системы развивающего обучения