logo
УМК теория обуч

Тема 3. Когнитивно-коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам.

1. Коммуникотивно-когнитивная технология обучения ИЯ.

2. Интенсивные методы: активизация резервных возможностей личности коллектива.

3. Возможное сочетание коммуникативно-когнитивных технологий с дисплейно-компьютерной техникой.

4. Интерактивные формы обучении ИЯ.

Литература (см. Тема 2), а также:

1. Бим И.Л., Вайсбурд М.Л. и др. рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) //ИЯШ.-2003.-№6.-С.2-7

2. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это?//ИЯШ .-2001.-№4.-С.29-33

3. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении ИЯ //ИЯШ.-2001.-№5.-С.11-14

4. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности //ИЯШ.-2004.-№2.-С. 11-17, №3.-С.41-44

5. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащегося на уроках немецкого языка //ИЯШ .-2002.-№1.-С.11-14.

Г Л О С С А Р И Й

Студенту необходимо знать ключевые методические термины и понятия, основное содержание которых раскрывает глоссарий

Аппроксимированное произношение – приближенное к правильному артикулированию отдельных звуков, которое существенно не влияет на процесс понимания. Аппроксимация проявляется также в ограничении количества иноязычных фонем и интонационных моделей, подлежащих усвоению.

Вид упражнений – серия упражнений, направленная на отработку различных действий и операций с языковым и речевым материалом.

Дедуктивный путь введения грамматического материала подразумевает движение мысли от общего к частному, от объяснения грамматического правила к анализу грамматических явлений в речевых образцах.

Задача урока – конкретизация цели обучения применительно к данному этапу урока и условиям обучения.

Знания (в методике обучения ИЯ) – осознание системы языка и правил пользования этой системой в практической деятельности.

Индуктивный путь введения грамматического материала предполагает движение мысли от частного к общему, от анализа речевых ситуаций и предложений к выведению грамматических правил.

Календарный план – примерный план работы учителя по предмету на год, предусматривающий количество часов, предметно-тематическое содержание общения, объем языкового материала, примерный уровень развития речевых навыков и умений.

Коммуникативный подход предполагает использование изучаемого грамматического материала с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях и функциях или максимально приближенных к ним (В.Г.Костомаров, О.Д.Митрофанова).

Компьютерная обучающая программа – модель действий обучаемого, реализующая одну из учебных функций, представленная в виде команд, написанных на каком-либо алгоритмическом языке (А.В.Зубов)

Контроль в обучении ИЯ – это выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения (С.Ф.Шатилов).

Логико-синтаксическая схема – структурная схема программы речевого высказывания.

Логико-смысловая карта проблемы – вербальная опора для высказывания, в которой отражается совокупность взглядов на проблему.

Методические принципы – исходные положения, обусловливающие стратегию обучения ИЯ.

Методический цикл уроков – тематически и логически связанная последовательность типов уроков, ориентированных на поэтапное овладение (формирование, совершенствование навыков, развитие речевых умений) языковым и речевым материалом.

Навык – действие с языковым явлением, доведенное до автоматизма в результате выполнения упражнений; качество действия.

Письменная речь – вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме.

Письмо – процесс овладения каллиграфией и орфографией иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала.

План-конспект урока – план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

Понимание на уровне значений – понимание основных фактов иноязычного сообщения, умение ответить на вопросы: кто? что? где? когда? и т.д.

Понимание на уровне смысла – понимание замысла автора текста и его оценка слушающими.

Правило-инструкция – «краткие оперативные указания, которые касаются либо функциональной, либо формальной стороны грамматической модели» (Е.И.Пассов).

Реплика – отдельное высказывание одного из собеседников, связанное с другими высказываниями в структуре диалога.

Речевая деятельность – целенаправленная и мотивированная деятельность человека, использующего язык в процессе взаимодействия с другими людьми для порождения (говорение, письмо) и/или восприятия (слушание, чтение) сообщения.

Речевой образец – типовое предложение, представляющее собой коммуникативную и ситуативную реализацию грамматической структуры в речи.

Речь – способ формирования и формулирования мысли посредством языка (И.А.Зимняя).

Ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно- и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз и т.д.).

Ролевая игра – методический прием, предусматривающий создание ситуации общения, которая побуждает учащихся к импровизации речевого и неречевого поведения в соответствии с характером полученной роли, межролевых и межличностных отношений.

Система упражнений – совокупность типов и видов упражнений, учитывающая закономерности формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Слухо-произносительные навыки – навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи.

Содержание обучения ИЯ – то, чему следует научить. Содержание обучения составляют: а) сферы общения, на основе которых ведется обучение устной речи и чтению, и их предметно-тематическое содержание; б) языковой (фонетический, грамматический, лексический) материал; в) навыки и умения устной и письменной речи; г) тексты как образцы устной и письменной речи.

Средства обучения – программы по ИЯ, серия учебных пособий от раздаточного материала до видео-компьютерных программ, способствующих достижению целей обучения ИЯ.

Структурно-функциональный подход предусматривает соотнесение в процессе обучения грамматике синтаксической структуры предложения с выраженным ею логико-семантическим содержанием.

Структурный подход к обучению грамматике предусматривает использование грамматических структур в качестве единиц обучения (А.П.Старков).

Сфера общения – совокупность коммуникативных ситуаций, характеризующаяся однотипностью речевых потребностей человека, отношений между собеседниками и обстановка (В.Л.Скалкин).

Тематическое планирование – план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.

Технология урока – знание того, как обучать: отбор адекватных приемов обучения, правильное применение ТСО и раздаточного материала, оптимальное сочетание различных форм работы учащихся (индивидуальной, групповой, фронтальной, парной), рациональное использование времени (Г.В.Рогова).

Тип упражнений – разновидность упражнений, обладающая набором устойчивых признаков, которые соответствуют цели и месту упражнения в процессе формирования знаний, навыков и умений.

Типология уроков – классификация уроков в зависимости от этапа формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности.

Умение – способность осуществлять речевую деятельность на основе приобретенных знаний и навыков в условиях иноязычного общения.

Умения аудирования – понимание содержания и смысла иноязычного высказывания с первого предъявления в условиях реального общения.

Упражнение – специально организованное многократное выполнение языковых (речевых) операций или действий с целью формирования или совершенствования речевых навыков и умений.

Фонематический слух – «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка» (Педагогическая энциклопедия).

Функционально-смысловая таблица – это таблица, содержащая коммуникативную задачу, а также модели предложений и лексические единицы, выступающие в качестве содержательной и языковой опоры для выражения учащимися своих мыслей (В.С. Коростелев).

Функциональный подход означает овладение значением и употреблением грамматических явлений (структур) в зависимости от сфер и ситуаций, типов речевых актов (просьба, согласие, возражение и др.) и синтаксического контекста.

Цель урока – заранее планируемый результат деятельности, достигаемый с помощью определенного набора методов, приемов и средств обучения.

Язык – система фонетических, лексических и грамматических явлений, выступающих средствами общения людей.