logo
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

Организация эмпирического и теоретического уровня знаний

Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.      На эмпирическом уровне мы можем выделить, по меньшей мере, два подуровня:

Данные наблюдениясодержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме - в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Переход от данных наблюдения кэмпирическому фактупредполагает следующие познавательные операции.

Установление эмпирического факта требует применения целого ряда теоретических положений, но тогда возникает очень сложная проблема, которая дискутируется сейчас в методологической литературе: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Специалисты-методологи формулируют эту проблему как проблему теоретической нагруженности фактов.      Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т. п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)Перейдем теперь к организации теоретического уровня знаний. Здесь тоже можно выделить два подуровня.

Два рассмотренных типа организации научного знания - частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.      Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

Проблемы для обсуждения:1. Сущность познавательного процесса. 2. Основные различия эмпирического и теоретического уровней познания. 3. Подуровни эмпирического и теоретического уровня знаний.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4